За что запрещают «Тетрадь смерти»? Разбираем претензии к аниме

Автор статьи image Евгений Пинигин

Страна: Япония

Жанр: аниме, детектив, фэнтези триллер

Год производства: 2006

Режиссёры: Тэцуро Араки, Томихико Ито и другие

Японский анимационный сериал «Тетрадь смерти» («Desu noto») вышел в середине нулевых, но до сих пор один из самых популярных в мире. В России отношение к нему неоднозначное. С одной стороны, его неоднократно пытались запретить за пропаганду опасных для подростков идей. С другой — смысл аниме «Тетрадь смерти» перекликается с произведением Достоевского «Преступление и наказание» и практически повторяет его главную мораль.

Содержание

О чём аниме

Сериал — экранизация одноимённого графического произведения, по описанию сюжеты полностью совпадают. Правда, в аниме есть эпизоды, которых нет в манге, и наоборот.

image
Кадр из сериала.

Сюжет «Тетради смерти» повествует об умном и довольно высокомерном школьнике старших классов (а затем и студенте) Лайте Ягами, который находит необычный артефакт — особую тетрадь с инструкцией. Инструкция гласит, что если вписать в тетрадь чьё-то имя, воспроизводя в памяти соответствующий образ, то этот человек умрёт. По умолчанию жертва умирает в результате сердечного приступа, но владелец тетради может уточнить обстоятельства смерти и тогда реальность будет изменена в угоду ему. Тот, в чьих руках находится тетрадь, может от неё отказаться. Тогда он теряет память о тех событиях, что были с ней связаны.

Тетрадь, которую нашёл Лайт, принадлежит одному из богов смерти по имени Рюк. У каждого из подобных ему существ есть своя тетрадь смерти. Эти боги ведут праздный, расслабленный образ жизни. Некоторые из них периодически «теряют» эти свои артефакты и наблюдают за тем, как поступят нашедшие их люди. Таким образом боги смерти просто развлекаются — и Рюк не исключение. Боги невидимы для всех, кроме владеющих их тетрадями.

План Рюка поразвлечься удаётся на славу: Лайт решает проверить действие дневника, убивая преступника, которого постоянно показывали по телевизору, и не останавливается на этом. Мотивируя совершение дальнейших убийств восстановлением справедливости, он постепенно становится одержим идеей власти и собирается стать настоящим богом среди людей.

Многим из простых граждан план Лайта о построении идеального общества без преступности кажется не лишённым смысла и они заочно поддерживают его в этом. Другие же понимают, что убийство есть убийство, самосуд недопустим и предпринимают усилия, чтобы новоявленный «вершитель справедливости» был пойман.

По жанру аниме «Тетрадь смерти» — это прежде всего детектив, точнее, то, что сценаристы (с подачи одного из самых известных преподавателей по сценарному мастерству Джона Труби) называют «криминальный фильм».

В отличие от классических детективных сюжетов, когда сыщик весь фильм ищет преступника и в конце находит, криминальный фильм посвящён противостоянию двух сильных личностей — представителя преступного мира и представителя закона. Роль последнего в «Тетради смерти» достаётся гениальному сыщику под псевдонимом «L» (позднее ему на смену приходят другие). Почти все события в сериале отражают борьбу величайших умов. Мы наблюдаем за хитростями и интригами, проворачиваемых с обеих сторон.

Персонажи

Лайт Ягами

Лайт по ходу действия сериала из лучшего школьника Японии превращается в коварного злодея, настоящего криминального гения. Широкой общественности он становится известен под псевдонимом «Кира» (слово, созвучное с английским «killer» — убийца).

Кадр из сериала.

Он не убивает всех без разбора, но чем дольше владеет тетрадью смерти, тем сильнее становится одержим властью. Жертвами Лайта начинают быть не только преступники, но и служители закона, пытающиеся его поймать.

Благодаря незаурядному интеллекту, он легко манипулирует другими людьми и даже самими богами смерти. Ближе к финалу Лайт даже становится руководителем группы, чьей целью является его поимка.

Рюк

Эксцентричный бог смерти в облике монстра, главной мотивацией которого является развлечение. Ему скучно, а интриги Лайта доставляют истинное удовольствие. Ещё он обожает яблоки, что является явной отсылкой к библейскому первородному греху. Рюк симпатизирует Лайту и иногда ему помогает.

Кадр из сериала.

Миса Аманэ

Девушка, ставшая «вторым Кирой» — ещё одним убийцей, совершающим казни с помощью тетради смерти. Миловидная фотомодель совсем не похожа на злодея, при этом она отчаянная фанатка Лайта. Миса благодарна ему за то, что он наказал убийцу её родителей. Влюбившись в Лайта, Миса видит смысл своей жизни в том, чтобы быть ему полезной.

Кадр из сериала.

L

Считается лучшим детективом в мире. Как и Лайт, он чрезвычайно умён и амбициозен. L неряшлив, любит ходить босиком и сидеть на кресле в позе «на корточках», хорошо умеет играть в теннис, обожает сладкое и почти не спит. Он интроверт, не любит общаться с людьми и старается контактировать с ними посредством помощника.

Кадр из сериала.

Ниа (Нэйт Ривер)

Один из так называемых преемников L, взявшихся за поиски Киры. По духу очень похож на L, он также умён, спокоен и уравновешен, сторонится людей и обладает несколькими своеобразными привычками: любит сидеть на полу, теребить волосы и использовать при размышлении игрушки, карты таро и другие предметы.

Кадр из сериала.

Мэлло (Михаэль Кэль)

Ещё один преемник L. Самая яркая особенность в поведении — он постоянно ест шоколад. На L Мэлло похож меньше, чем Ниа. Он тоже весьма талантлив, но гораздо более импульсивен, от чего часто страдает.

Кадр из сериала.

Соитиро Ягами

Отец Лайта, честный полицейский, любящий свою семью, тоже занимающийся поисками Киры и не ведающий о том, что тот буквально у него под носом.

Кадр из сериала.Полный список персонажей аниме довольно велик. В одной только ведущей группе по поиску и разоблачению Киры ещё несколько человек, являющихся не самыми последними героями, наделённые яркими чертами характера.

Идея аниме

Смысл «Тетради смерти»: Лайт, решивший, что цель оправдывает средства и что возможно построение идеального мира на крови, постепенно теряет человеческий облик — в плане внутренних изменений, а не внешнего вида. Хотя на злодейских выражениях лица и позах Лайта художники тоже постоянно делают акцент.

Автор манги Тцугуми Ооба (кстати, очень загадочная личность), по сути, спорит в ней с идеей сверхчеловека Ницше. Философ считал, что вершиной развития человечества должен стать радикальный эгоцентрик, который обожает жизнь в её экстремальных проявлениях и обладает сильнейшей волей, способной подчинить всё и вся.

Стать таковым стремился другой известный персонаж — Родион Раскольников (в «Преступлении и наказании» Фёдора Михайловича Достоевского). С Лайтом Ягами у него много общего. Это тоже молодой человек с юношеским максимализмом, нигилизмом и бонапартизмом, решивший, что он «не тварь дрожащая, а право имеет». Но Раскольникова замучила совесть и он раскаялся в своём преступлении. А вот Лайт идёт до конца и становится настоящим монстром.

Создатели сериала также не согласны с объяснением мироустройства по Ницше. Это показывает не только сюжет, когда количество убийств растёт как снежный ком и всё становится только хуже, но и то, в каких мрачных тонах изображены люди, поддерживающие Лайта в его борьбе с преступностью.

Невозможно прийти к идеальному общественному устройству преступным путём. Судя по рецензиям, большинство зрителей и критиков воспринимают и поддерживают эту мысль авторов.

Кадр из сериала.

Если убивать во имя добра, всё превратится в хаос или же человечество изменится до неузнаваемости. На последнее намекают некоторые сцены, которых нет в основном сериале, но есть в дополнениях к нему. Там чуть больше раскрывается мир монстроподобных богов смерти, откуда пришёл Рюк, и присутствуют намёки на то, что все эти боги когда-то были людьми, заигравшимися с данной им властью.

Почему запрещали сериал

Несмотря на прямо подаваемую поучительную мораль и отсутствие какого-либо скрытого смысла, в разных странах мира время от времени возникают скандалы, связанные с негативной интерпретацией этого аниме.

В 2005 году в Китае была запрещена манга «Тетрадь смерти» — по официальной версии, в рамках борьбы с суевериями. В 2008 году в США у школьников и студентов изымали «тетради смерти» с внесёнными туда именами их с врагов. Запрета на само произведение не последовало, но некоторые ученики были отстранены от занятий и даже отчислены.

В декабре 2020 года петербургская прокуратура подала в суд ряд исков с требованием запретить некоторые аниме, в числе которых было и «Тетрадь смерти». Эксперты оценили произведения как ни много, ни мало угрозу создания общества убийц и садистов благодаря «переформатированию психики детей», которое якобы производится с помощью таких аниме.

Как раструбили СМИ, сериал «Тетрадь смерти» в соответствии с решением суда был запрещён в России. Однако оказалось, что запрет коснулся лишь демонстрации произведения на конкретном сайте, поскольку там не было указано возрастной маркировки «18+».

Смысл концовки

Исход для главного, совсем не положительного, персонажа аниме Лайта Ягами стал вполне закономерен. Полное превращение его в безжалостного и бесчеловечного убийцу состоялось уже к середине всего повествования, так что в концовке его ждала лишь гибель.

Ниа и Мэлло раскрыли дело Киры и разоблачили его. Хотя благодаря дополнительным сценам можно предположить, что Лайт продолжил своё существование в другом облике: в режиссёрской версии с альтернативным названием «Финальный исход» создатели сделали намёк на то, что он стал богом смерти в мире Рюка.

Впрочем, это объяснение нельзя считать точной трактовкой — это всего лишь одна из теорий фанатов, которые склонны искать тайные смыслы в концовках любимых аниме.

Как вам аниме? Я его фанат. 37.8% Культовая вещь, причем заслуженно. 56.1% Очередная ерунда. 3.66% Убийца мозга у подростков, вредный сериал. 2.44% Напишу в комментариях. 0% Проголосовало: 82

Читайте текст и перевод песни из культового аниме Death Note (Тетрадь Смерти).

Главный герой аниме «Тетрадь Смерти» — студент Light Yagami (если прочитать его фамилию справа налево, то получится фраза «I’m a gay»). Он находит тетрадь смерти, с помощью которой можно убить любого человека, чье лицо и имя ему известно.

Название песни The World переводится с английского языка — Мир. Песню исполняет японская группа Nightmare. Текст песни из аниме Тетрадь Смерти написан с помощью систем транслитерации японской письменности — ромадзи.

Текст песни The World из аниме Death Note (Тетрадь Смерти)

Перевод песни The World из аниме Тетрадь Смерти

 
Hirogaru yami no naka kawashiatta kakumei no chigiri Среди расстилавшейся тьмы был подписан залог для революции.
Aishita yue ni mebaeta aku no hana Цветок зла, который растет благодаря любви.
Korekara saki otozureru de arou subete wo Я не могу позволить, кому-либо мешать
Darenimo jama saseru wake ni wa ikanai kara Произойти тому, что должно произойти.
 
Kajitsu ga tsugeta mirai Плод будущего сказал мне
Risei wo wasureta machi Что у этого города есть скрытое предназначение.
Kuroku yuganda ima wo Эти искаженные и темные времена
Yume, risou ni kaeru Превратятся в идеальные, мечты сбудутся
 
Doushite? Boku wa kowareta Messiah? Почему? Разве падший Мессия это я?
Daremo ga yume mita rakuen wo Это концовка, которую хотят все!
 
[Chorus:] [Припев:]
Hirogaru yami no naka kawashiatta kakumei no chigiri В распространяющейся тьме мы подписались под клятвой совершить революцию.
Aishita yue ni mebaeta aku no hana Цветок зла прорастает благодаря любви.
Korekara saki otozureru de arou subete wo Я не могу позволить, кому-либо помешать
Darenimo jama saseru wake ni wa ikanai Произойти тому, что должно произойти.
 
Itsuka boku ga misete ageru Однажды я покажу тебе
Hikari kagayaku sora wo Мир, сияющий светом!
 
Doushite? Boku wa kowareta Messiah? Почему? Разве падший Мессия это я?
Daremo ga yume mita rakuen wo Это рай, о котором мечтает каждый!
 
[Chorus:] [Припев:]
Hirogaru yami no naka kawashiatta kakumei no chigiri В распространяющейся тьме мы подписались под клятвой совершить революцию.
Aishita yue ni mebaeta aku no hana Цветок зла прорастает благодаря любви.
Korekara saki otozureru de arou subete wo Я не могу позволить, кому-либо помешать
Darenimo jama saseru wake ni wa ikanai kara Произойти тому, что должно произойти.
 
Itsuka boku ga misete ageru Однажды я покажу тебе
Hikari kagayaku sekai wo Мир, сияющий светом!

 1. В 14-й серии, когда Лайт просматривал интернет, он пользовался некой поисковой системой под названием Gentle, дизайн главной страницы которой в точности напоминает дизайн поисковой системы Google. В поле поиска Лайт вбивает アマネミサ (Аманэ Миса), после чего попадает на страницу поиска картинок, которая тоже точь-в-точь напоминает аналог от Google. 2. Звонок на одном из трёх мобильных телефонов Мисы Аманэ — песня «the World» группы Nightmare, которая звучит в начальной песни к аниме (первый опенинг). Такой же звонок на телефоне менеджера Мисы — Тоты Мацуды. 3. В аниме и манге Лайт играл в теннис, в фильмах — в баскетбол. 4. В рунете можно найти перевод Death Note как «Предсмертная записка». 5. Death Note (яп. デスノート Дэсу Ното?). Японское название — это всего лишь запись английского Death Note знаками катаканы и не более того. Это название вообще не переводится с японского на русский. При этом Death Note можно перевести с английского языка на русский как «Тетрадь Смерти», однако если «Тетрадь Смерти» перевести на японский то получится «си но ното» (яп. 死のノート). 6. В связи с неоднозначным трактованием в английском языке слова Note, которое чаще употребляется как «Записка», многие англоязычные фанаты называют саму тетрадь как Notebook of Death. В данном контексте слово Notebook означает в точности «Тетрадь», дословно Тетрадь cмерти или Ноутбук cмерти. 7. В 18-й серии, Лайт пользуется программой, похожей на Microsoft Excel, запущенной под операционной системой, похожей на Mac OS X. Можно даже различить фирменные значки (иконки) Excel и яблоко — символ компании Apple, создателя Mac OS X. 8. В конце первого эндинга на секунду мелькает лицо Аманэ Мисы. Его можно увидеть на рекламном экране на здании во время облета камеры вокруг Лайта. Она одета в костюм ангела с крыльями, как в 19й серии. В первом фильме лицо Мисы впервые можно увидеть на автобусе, в котором Лайт узнал имя Рея Пенбера. 9. В начале второй заставки к аниме идут названия Death Note на разных языках. Есть даже на русском, авторы называют сериал как «Записка Ангела Смерти». 10. В 20-й серии L говорит: «Если я умру, то моим наследником станет Лайт», тем самым делая своим наследником Лайта, а не Мэлло или Ниа. 11. Мэлло и Ниа впервые появились в аниме в 20 серии, во втором опенинге. Это значило, что дальнейшие серии будут следовать манге, как и предыдушие. Настоящее же появление главных героев состоялось в 26 эпизоде. 12. Аманэ Миса умерла спустя год после гибели Лайта, из-за того, что у неё закончилась продолжительность жизни (прим. она дважды укорачивала её наполовину, меняясь глазами с Богом Смерти). 13. Рея Пенбера в фильмах звали Рей Ивамацу. 14. В конце некоторых глав манги мангака пишет правила Тетради Смерти. Они все пронумерованы римскими цифрами. В 29 главе правила пронумерованы римской цифрой XVIV — это правильное классическое написание числа 19, хотя и более распространена «сокращенная запись» — XIX[2]. В других подобных случаях мангака использует «сокращенный» вариант (например, девятое правило именуется IX, а не VIV или даже VIIII, что соответствовало бы классическим правилам). 15. В 26 серии показывают диктора на большом экране под маркой Fanasonic, что очень похоже на Panasonic. 16. В пилотном выпуске манги, было сказано, что в Тетради Смерти 60 страниц по 38 строк. В нем так же было сказано, что если Тетрадь закончится, то можно в любой момент попросить у Бога Смерти другую. Но в правилах Тетради Смерти, в главе 43 сказано, что страницы в Тетради никогда не заканчиваютя. 17. В пилотном выпуске манги Бог Смерти дал главному герою Ластик Смерти, с помощью которого можно стирать записи в Тетради. Тогда, в случае если умерший человек не был кремирован, или он еще не разложился, человек оживает. 18. События аниме происходят «со сдвигом» на 3 года относительно событий манги. В частности, в манге действие начинается в 2004 году, а в аниме — в 2007. По манге, День рождения Лайта — 28 февраля 1986 года, а по аниме — 28 февраля 1989 года. 19. Одной темой сериала и манги является яблоко, скорее всего имеется ввиду библейское значение — искушение. Яблоки часто мелькают в кадре — от любимой пищи Рюка до марки комптьютера Лайта. 20. В 34 серии на рождественской елке в штабе SPK висит портативная приставка очень похожая на Sony PSP и робот похожий на персонажей аниме-сериала «Mobile Suit Zeta Gundam». 21. Человек, владеющий Тетрадью Смерти, не может видеть продолжительность жизни других владельцев, а Боги Смерти могут. 22. В 13 серии аниме Death Note в комнате Аманэ Мисы можно увидеть одну игрушку, которая сильно напоминает точно такую-же игрушку Чакки из аниме и манги Shaman King, где эта игрушка была духом хранителем. http://vkontakte.ru/note43764887_11115838

Японская анимация не даёт покоя российским властям, считающим, что аниме — главная угроза психическому здоровью детей (даже когда оно для детей и не предназначалось). 12 января им представился новый повод: подросток из школы № 640 Санкт-Петербурга попытался совершить самоубийство, предварительно надев красный галстук. Следователи сочли, что юноша подражал Ягами Лайту, персонажу аниме «Тетрадь смерти» (хотя в сериале Лайт не пытался покончить с собой).

В понедельник, 18 января, в Колпинский районный суд Санкт-Петербурга поступило несколько исков. В них прокуратура требовала запретить в России некоторые аниме-сериалы, среди которых, помимо «Тетради смерти», — «Эльфийская песнь», «Эхо террора» и даже знаменитый «Наруто». По сообщению пресс-службы, не повезло и мелодраме «Вайолет Эвергарден».

В среду, 20 января суд запретил к распространению аниме «Тетрадь смерти», «Токийский гуль», «Эльфийская песнь» и «Инуясики». Правда, запретил лишь на одной площадке что, судя по всему, ни к чему серьёзному не приведёт (впрочем, примеры обратного тоже бывали).

Трансляция заседания суда, где присутствующие вместе с приглашёнными специалистами смотрели аниме, проходила на Youtube, и любой желающий мог оценить происходящий фарс. Забавно и то, что по итогу запись самой трансляции оказалась вскоре заблокирована по требованию правообладателя, ведь суд смотрел аниме на пиратском сайте.

Мы тоже не остались в стороне и решили проверить, как высказывания доктора психологических наук соотносятся с реальностью и о чём на самом деле просмотренные на заседании аниме-сериалы.

<!/—Баннер внутри поста—>

Начнём с главного виновника торжества, которого пытаются запретить ещё с 2006 года. В «Тетради смерти» ученик старшей школы Ягами Лайт находит магическую тетрадь, в которую можно записать имя человека, — и этот человек вскоре умрёт. Ягами, обладающий немалым умом и принципиальностью, решает с её помощью очистить мир от преступников — но полиция начинает считать преступником его самого.

Популярность сериала огромна — он регулярно попадает в списки лучших аниме-сериалов в истории (в том числе по версии «Мира фантастики»). «Тетрадь» любят за великолепную битву умов и детективную интригу. Наблюдать, как лучший в мире детектив L и гениальный убийца Лайт пытаются переиграть друг друга и строят для этого сложные планы — истинное удовольствие. А параллельно зрителю подаётся мораль о цене всеобщего счастья, знакомая нам всем ещё со школьной программы. Все же читали Достоевского?

Но прокуратура увидела в сериале нечто иное.

Что говорят эксперты:

Аниме с летающими частями тела, физическим и психическим насилием, нетрадиционными сексуальными отношениями, сценами, демонстрирующими в натуралистическом виде гибель людей и возможные варианты взаимоотношений.

На самом деле ни о каких нетрадиционных отношениях в аниме и речи нет (похоже, будто истцы повели себя как впечатлительные юные фанатки, которые во всём видят намёки на романтические отношения). Летающих частей тела авторы тоже особо не добавляли. Ну а большинство показанных смертей в «Тетради смерти» — это сердечные приступы. Ужас, как натуралистично, правда?

Также на заседании заявили, что аниме не имеет возрастного ценза. Видимо они забыли, что это задача транслирующей платформы. На аниме-сайтах и Кинопоиске рейтинг указан. Возрастной рейтинг «Тетради смерти», как и положено, «16+».

Само название «Тетрадь смерти» уже — когда существует проблема суицидального поведения — достаточно одного названия, чтобы говорить, что идёт косвенное, но достаточно мотивирующее воздействие на ребёнка.

Извечная проблема российских психологов — как убрать понятие «смерть» из окружающего мира. Ведь без аниме дети, очевидно, никогда не узнают о подобном явлении. В новостях и ТВ-сериалах о смертях никогда не говорят и не показывают их, верно?

В данном случае нам показывается положительный герой: Ягами является лучшим школьником Японии, сыном полицейского. То есть он должен быть эталоном поведения. И этот эталон поведения, фактически главный герой, с которым себя отождествляют те, кто смотрит этот мультфильм, берёт и легко убивает. А положительным героям надо подражать. И ребёнок начинает подражать.

Это не так. Ягами Лайт — центральный персонаж сериала, но никак не положительный герой. Да, в начале его образ отличника и примерного сына идеализирован, что позволяет авторам создать портрет своего рода Раскольникова, человека, видящего безграничные возможности. Который быстро начинает трансформироваться в безумца, страдающего комплексом бога. А в положительном свете показывают как раз противников героя, среди которых и его отец. Всего-то стоит посмотреть весь сериал. Правда, одного заседания им бы для этого не хватило.

Судья зачитывает новость от 12 января о попытке суицида школьника: «У нас подражают школьники, да? Имеются даже случаи».

Судья, видимо, имеет в виду, что друзья школьника решили, будто своим галстуком он подражал Лайту. Но дети могут наговорить и не такое. А вот господам специалистам срочно требуются билеты в Японию, где им расскажут, как остро там стоит тема суицида. Поэтому в последние десятилетия никто в здравом уме это не романтизирует. А в «Тетради смерти» и вовсе нет даже близкой по смыслу сцены — Ягами Лайт убивает противников, а не пытается покончить с собой.

Вместе с «Тетрадью смерти» рассматривался драматический триллер 2017 года по манге Хирои Оку. В нём рассказывается о престарелом Итиро Инуясики, который после столкновения (буквального) с инопланетянами превращается в сверхмощного киборга и находит новый смысл жизни в защите людей. А тем временем школьник Хиро Сисигами, которому также не посчастливилось стать боевым роботом, наоборот становится серийным убийцей.

Этот аниме-сериал интересен в первую очередь тем, как оригинально сочетает глубокие темы о ценности жизни и смысле бытия с глупостями вроде пришельцев и битв роботов. Зрители оценили и нестандартного главного героя, которому невозможно не сопереживать.

Что говорят эксперты:

Герои не проявляют никаких эмоций в сцене убийства одного из героев пальцем. Жизнь — самое дорогое у человека, но здесь мы видим, что жизнь ничего не стоит вообще. Потому что убить человека направив палец — убил, и вообще никаких эмоций отрицательных не испытал.

Действительно, с эмоциями у злодея Хиро проблемы. Он сам говорит, что ощущает себя живым лишь тогда, когда убивает. При этом остальные персонажи не забывают упомянуть, что у него не всё в порядке с головой. И примером для подражания его не назвать, ведь позже на него сваливаются последствия собственных действий.

Параллельно зрителю показывают, как добрый дедушка, обретя способности, спасает неизлечимо больных людей. Но, конечно, внимание экспертов эта часть обошла стороной.

Сюжет, в котором подросток пытается убить киборгов, но те не погибают, также влечёт за собой подростковые суициды.

Уж не знаем, как такие сюжеты приводят к суицидам, но в «Инуясики» ровно два киборга — это центральные персонажи, которые сильно влияют на жизни окружающих людей.

У нас сексуальных перверсий множество, и они мешают адаптации. Здесь гомосексуальные тенденции. Мальчик пришёл с киборгом-мальчиком, этого мальчика попытались привлечь к сексуальным нетрадиционным отношениям, а мальчик отреагировал агрессией и сломал ответчику руку.

Здесь стоит рассмотреть сцену подробнее. К другу Хиро пристают школьные хулиганы (кстати, тоже довольно острая для японцев тема), которые предлагают ему пройти с ними на крышу, где его, скорее всего, изобьют и деньги отнимут. Хиро вступается за него, за что в ответ слышит: «Ты гей, что ли?». Вот так простая издёвка, которую и в России многие слышат или произносят чуть ли не каждый день, перерастает в «гомосексуальные тенденции».

Второй иск ударил по одному из самых популярных аниме начала 2010-х. «Токийский гуль» — это фэнтези-триллер про студента Канэки Кэна, который из-за несчастного случая становится одним из гулей — существ, способных употреблять в пищу лишь человечину. Во время выхода «Токийский гуль» покорил молодую аудиторию яркими образами неуравновешенных персонажей, тёмной атмосферой и обилием кровавых сцен. Не забудем и про «Unravel» — один из самых знаменитых опенингов в истории.

Что говорят эксперты:

Даже на этом сайте указывают, что детям до 17 не рекомендуется смотреть, однако никаких запретов не имеется.

«Токийский гуль» лицензирован в России и имеет официальную возрастную категорию «18+». Действительно лучше подумать перед тем, как разрешать ребёнку смотреть аниме, где психологически нездоровые персонажи рвут друг друга на части и пожирают людей. Запретить смотреть что-либо в интернете или по телевизору, как мы прекрасно знаем, могут только родители.

В данном сериале практически формируется установка на садистические наклонности. В силу того, что снижена критика у подростка, эти образы сразу действуют на подсознание и побуждают к действию, потому что извращённая потребность к насилию в отношении людей, фактически людоедство, ведёт к тому, что нарушаются основы формирования психики ребёнка.

Вообще-то главный герой на протяжении всего сюжета пытается понять, как выжить, не причиняя вреда другим, а соратники Канэки готовят кофе, способное подавить голод гулей. Установки сериала надо определять по всему его содержанию, а не по вырванным из контекста сценам. Иначе нетрудно найти, за что запретить даже «Смешариков».

По тем же претензиям рассматривалось ещё одно известное в наших краях аниме. В «Эльфийской песни» студент Кото с двоюродной сестрой Юки находят на пляже розоволосую девушку, потерявшую память. Из слов она может сказать лишь «Ню», за что ребята её так и называют. Они отводят её к себе домой, не подозревая, что на самом деле она мутант, недавно сбежавший из военной лаборатории, и способна разорвать человека силой мысли.

«Эльфийская песнь» действительно славится обилием наготы и расчленёнки, мимо чего не смогли пройти защитники психики детей. Официального возрастного ценза в России нет, так как аниме выходило на телевидении ещё до ввода возрастных категорий. Мировой рейтинг — 17+.

Что говорят эксперты:

Когда ребёнок встречает противоположную информацию — «здорово лишать жизни, здорово лишать здоровья» — происходит мощнейшее воздействие. Конечно, подобные аниме оказывают негативное влияние. При запрете доступа ребёнок будет защищён от выхода на такой контент, это, конечно, в интересах ребёнка.

Ни в этом сериале, ни в одном из описанных выше, не говорится, что убийство — это что-то хорошее. Все убийцы (и Люси из «Эльфийской песни» в том числе) показаны безумцами, отрицающими привычное мировоззрение. И они все получают по заслугам. В противовес же всегда показываются понятные даже ребёнку реакции обычных персонажей, гораздо более близких к зрителю.

А вот такие фильмы… У нас как раньше формировалась психика ребёнка? Бабушка или дедушка рассказывала сказку и комментировала, что хорошо и что плохо. А тут никто не говорит, что хорошо и что плохо, понимаете?

Не дай бог экспертам узнать, какие страшные вещи скрывают народные сказки — в которых и съедают заживо, и рубят героев на куски. К тому же если они в 17 лет слушали их, сидя у бабушки на коленях, — у нас для них плохие новости… Разумеется, сцены «Эльфийской песни» не предназначены для малышей, которые могут неправильно воспринять материал. Но, как уже сказано, в цифровую эпоху ограждение психики ребёнка от потрясений — задача родителей, а не людей, прокатывающих фильмы, сериалы и аниме.

Последним на заседании рассматривали романтическое аниме в жанре этти — это эротика без явной порнографии. По сюжету школьник Сора и его старшая сестра Аки с детства испытывают друг к другу сильную любовь, которую им приходится скрывать от окружающих.

Важно отметить, что это аниме далеко не так популярно, как упомянутые ранее, и просто так наткнуться на него вы не сможете, если не будете искать специально. А даже если найдёте, то увидите рейтинг «18+». По телевидению в дневное время точно никто пускать в эфир такое не стал бы.

В данном мультфильме идёт открытая пропаганда совершенно ненормативного поведения, он носит побуждающий характер. Инцест — это нарушение общечеловеческих норм, нарушение репродуктивного поведения. С педагогической точки зрения вываливать это на незрелую психику несовершеннолетних совершенно недопустимо.

Это единственная претензия специалистов, с которой можно согласиться. В «Аки и Сора» действительно романтизируется запретная родственная связь. Но никто бы и не подумал рекламировать это как сериал для маленьких детей.

* * *

По итогу все выводы экспертов основаны на одной и той же ошибке: «Аниме — это мультфильмы, а мультфильмы смотрят исключительно дети». Что, конечно же, нелепое заблуждение.

Впереди нас ждёт ещё одно заседание, где судья, надеемся, посмотрит «Наруто» (все несколько сотен серий, разумеется!) и «Межвидовых рецензентов» — комедийное аниме про парней, рецензирующих фэнтези-бордели со всеми соответствующими деталями. Ждём с нетерпением!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Тетрадь смерти — популярное аниме, выпущенное в 2006 году. Оно рассказывает историю юноши, которому дали в руки обычную тетрадь. Туда он записывает имена всех своих врагов, которые потом умирают. Вероятно, столь оригинальный сюжет сделал данное аниме очень популярным среди молодёжи и людей более старшего возраста. За пределами Японии аниме имело огромную популярность.

С ним могут посоревноваться такие мультсериалы как «Наруто», «One Piece» и другие подобные им. И сегодня, спустя много лет, «Тетрадь смерти» остаётся популярным аниме. Относительно недавно, в 2017 году был снят фильм «Тетрадь смерти», который снимали за пределами Японии. Существуют ещё компьютерные игры для приставки Nintendo DS. Между прочим, многие люди даже не интересовались аниме, и только история юноши со страшной тетрадью заставила их полюбить данный жанр. Ему покорятся все зрители, независимо от того сколько им лет и половой принадлежности.

Создателем аниме «Тетрадь смерти» является компания Madhouse. В нём всего 37 серий. Как и в случае со многими аниме, прототипом послужила одноимённая манга. Она, кстати, сама по себе была популярна, в том числе и за пределами Японии. Помимо сериала, в жанре аниме были сняты также полнометражные ленты. В анимационных фильмах использовался тот же самый сюжет, что и в сериях, но были добавлены сцены, которых не было. Отдельное спасибо нужно сказать тем, кто перевёл мангу на русский язык, так что теперь можно читать её без переводчика с английского или японского. Изданием российской версии аниме занимается студия «Мега-Аниме». Очень реалистично была сделана озвучка персонажей.

Сюжет аниме основан на том, что миром правят всемогущие боги, которые могут иногда пошалить. Причём их шутки могут обернуться для простых людей тяжёлыми последствиями. На этот раз бог смерти Рюк почувствовал, что ему стало очень скучно. Среди своих тетрадей он взял одну и швырнул её на Землю, в мир простых смертных. Школьник Ягами Лайт был одним из самых выдающихся учеников на территории Японии. Он находит эту тетрадь. Потом он узнаёт о её страшных свойствах и начинает писать в неё имена своих врагов, которые потом умирают.

Ягами Лайт, будучи умным подростком, видел то, что происходит в мире вокруг. Повсюду несправедливость. Различные мерзкие личности продолжают своё существование в достатке, в то время хорошие люди мучаются и преждевременно уходят из жизни. Если бы Ягами Лайт мог хоть что-то изменить. Он был уважаемым учеником, но был недоволен несовершенством мира. Однажды он нашёл на улице, по дороге из школы, странную тетрадь, которая дала ему шанс исправить этот мир. Он узнал, что у этой тетради были необычные свойства. В неё можно написать имя любого из живущих людей.

И тогда он или она покинут этот мир. Вместе с этим, тот, кто записывает имя, должен знать этого человека в лицо. Если за сорок секунд успеть написать то, как человек расстанется с жизнью, то это произойдёт на самом деле. Когда причина гибели не указана, сердце того, чьё имя написано, просто перестанет биться. И ещё, после того как записано то, от чего человек скончается, можно ещё в течении 400 секунда записать все условия, при которых это произойдёт.

Таким образом, жаждущий справедливости Ягами Лайт оказался именно тем человеком, который нужен был для владения Тетрадью смерти. Он начал писать имена всех отъявленных негодяев, которых знал. В Мировой Сети началась паника. Повсюду стали распространяться слухи о том, что кто-то массово убивает нехороших людей, преступников. За дело берётся один из лучших следователей под кличкой L. Теперь Ягами Лайт должен ему противостоять. L имеет незаурядные способности сыщика, а школьник является гением. И вот началась схватка интеллектов.

Конец истории трагичен. В конце бог смерти Рюк записывает имя Ягами Лайта в эту тетрадь. После этого школьник умирает. Бог смерти Рюк уходит в своё измерение.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий