ООО «ВОНГОЛА ПРИМО»

Джотто. Джотто — особенная фигура, его нельзя через запятую, галопом, по основным датам — слишком значимый. Достоин пары постов, как минимум — слишком много работ, которые хочется показать, слишком много символов-историй, которые хочется расшифровать — хоть парой строчек. Краткоинформативность как стиль я попытаюсь соблюсти, но вот таким хитрым двух (или даже трех) постовым способом. Всячески рекомендую ознакомиться с Джотто поближе, и клянусь — то, что выглядит великолепно на фотографии, выглядит незабываемо наяву — реальная возможность постоять в воздухе семисотлетней давности, в мире, которого нет — со мной так было в церкви Санта-Кроче — фрески смотрели на меня, а не я на них, я — предмет их исследования — пристального и потустороннего. У Джотто невероятное умение совмещать два плана — земной и неземной, причем, в одной плоскости — такое немногим удавалось.- das_gift. Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (ок. 1266 или 1276-1337), флорентийский художник и архитектор; родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Об ученичестве и раннем периоде творчества художника ничего не известно. Легенда о том, что Чимабуэ увидел пастушка Джотто, столь великолепно рисующего овцу, что Чимабуэ немедленно взял мальчика себе в ученики — все-таки только легенда. image Портрет Джотто ди Бондоне работы Джорджо Вазари. Первое упоминание о Джотто относится к 1298; оно содержится в документе о полученной им оплате за мозаику Навичелла в старом соборе св. Петра в Риме; при перенесении из собора она, к сожалению, утратила свой первоначальный облик. Самые ранние из сохранившихся работ художника — сцены из жития св. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304) . Цикл состоял из двадцати восьми больших композиций на стенах продольного нефа базилики Сан Франческо. Сюжетной основой цикла является «Большая легенда»(«Legenda Maior») * св. Бонавентуры, написанная в 1266 году — названия глав которой были подписаны под соответствующими фресками — и три жизнеописания, написанные братом Фомой из Челано. Прототипом для этого цикла мог служить не дошедший до наших дней цикл Пьетро Каваллини в церкви Св. Франческо в Риме. Согласно Вазари, фрески Джотто написаны между 1296 и 1304 гг. Однако фрески в Ассизи сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными произведениями Джотто. Авторство Джотто оспаривается по причине многочисленных неясностей в рассказах ранних источников о создателях этого цикла. Многие итальянские критики отстаивают версию их принадлежности Джотто и его мастерской. Из-за стилевых отличий от цикла фресок Исаака предполагается, что несколько, или даже большинство фресок францисканского цикла было создано, по крайней мере, тремя различными художниками, использовавшими оригинальные идеи Джотто. Их называют: Мастер легенды св. Франциска (основной создатель большинства изображений), Мастер погребения св. Франциска и Мастер св. Цецилии. Это был первый и самый обстоятельный цикл изображений св. Франциска. К огромному сожалению из-за землетрясения, произошедшего осенью 1997 года рухнули своды с бесценными фресками, похоронив под своей массой четырех человек. Цикл объединен программой, отражающей главные идеи францисканства, а в том, что касается личности основателя ордена, этот живописный декор отражает идею сопоставления Франциска с Христом. image Фрески в четвертом простенке нефа. 1290-е гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи. Фреска.* Легенда о святом Франциске. 4. Чудо с распятием.1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска. И вот однажды он вышел в поле поразмыслить и в размышлениях своих дошёл до церкви святого Дамиана, обветшавшей и почти развалившейся от крайней старости, и вошёл в неё, воспламенившись духом, для молитвы, и когда он распростёрся перед образом Христа, дух его получил в молитве немалое облегчение. Глазами, полными слез, взирал он на крест Господень, и тогда с креста раздался голос, трижды провозгласивший (а он внимал эти словам телесным ухом): «Ступай, Франциск, отстрой дом мой, — ты видишь, он почти разрушился!» Кроме Франциска, в церкви в тот час никого не было, он содрогнулся и замер, и когда он постиг сердцем, что внимал самому Христу, он лишился памяти и упал без чувств. Легенда о святом Франциске. 6. Сон Иннокентия III. 297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска. …через несколько дней — может быть, по молитвам Святого и его собратьев — Папа увидел в видении, как Латеранская базилика устрашающе рушится, колонны подламываются, своды осыпаются. Но внезапно является бедный брат из Ассизи, растёт и растёт, достигает гигантских размеров и подставляет спину падающему зданию. Как по волшебству стены восстанавливаются, и храм обретает устойчивость. Иннокентию III нетрудно было разгадать символ и проникнуть в смысл видения: Бог хотел воспользоваться этим человеком, чтобы восстановить Свою Церковь, которой угрожают еретики и дурное поведение христиан. Легенда о святом Франциске.8. Видение сияющей колесницы. 1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска. …Перед лицом этой героической святости Бог не замедлил явить Свое присутствие через чудо, показав, сколь угодны Ему Франциск с собратьями. Однажды, когда Святой поднялся в Ассизи, чтобы после молитвы в соборе обратиться к народу, Господь погрузил его в экстаз. Одновременно братья, находившиеся в Ривоторто, увидели его на блистающей колеснице, от которой во все стороны исходил сверхъестественный свет; колесница трижды объехала небольшой их домишко, после чего исчезла из виду. Легенда о святом Франциске. 9. Видение небесных престолов. 1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска. …однажды брат Пацификус, молившись с ним вместе в церкви, был вознесён в экстазе, и увидел несколько тронов в небесах, и был среди них один, превосходивший остальные по роскоши, весь украшенный драгоценными камнями. И он вопросил себя, для кого может быть предназначено столь великолепное место, и тут голос сказал ему: «Сие было место ангела, и теперь оно сохранено для смиренного Франциска». Легенда о святом Франциске. 10. Изгнание демонов из Ареццо.1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска. …Случилось однажды, что Франциск пришёл в Ареццо, и был весь этот город разрушен от вражды между горожанами. Приблизившись к стенам, он узрел демонов, возрадовавшихся вражде и пробуждающих в душах жителей желание уничтожать друг друга; так что позвал он брата, звавшегося Сильвестром, человека Божьего, достойного и простого, и сказал ему: «Ступай к воротам города и от лица Господа Всемогущего прикажи демонам быстро покинуть его». Брат поспешил к городским воротам, читая псалмы во славу Божью. И крикнул он затем во весь голос перед входом в город: «Во имя Всемогущего Господа и по приказу отца нашего Франциска, изыздите, демоны!». И вернулся мир в Ареццо, и стали люди спокойными снова. Легенда о святом Франциске. 12. Экстаз святого Франциска.1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска. …несколько дней спустя они вернулись в дом того человека, и он стал из любопытства смотреть, что делает Франциск среди ночи; и он увидел его в молитве, а затем увидел, как святой в экстазе поднялся над землей, и был окружён ослепительным светом. И почувствовал тот человек нестерпимый небесный жар, который пробудил в нём желание подражать образу жизни малых братьев. Легенда о святом Франциске. 15. Проповедь птицам. 1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска. …Неподалеку от Каннары в одно свежее весеннее утро они увидали множество птиц, которые весело щебетали на цветущих ветвях. Таинственная сила приблизила к ним Франциска, и тотчас птицы взлетели кругом него и уселись ему на плечи, на голову, на руки. Изумленному спутнику Франциска показалось, что перед ним не явь, а сон, что Адам неслыханным чудом вдруг вернулся в состояние невинности и беседует со зверями и птицами. А Франциск, как будто всё происходило естественным порядком, велел своим певчим друзьям умолкнуть, после чего начал проповедь, увещевая птиц всегда восхвалять Господа, питающего и одевающего их с неизреченной любовью. Под конец он осенил их крестным знамением и отпустил летать и петь. Некоторое время он понаблюдал, как они взмывают в воздух, машут крыльями и распевают нежные песни, потом снова пустился в путь. Легенда о святом Франциске. 19. Стигматизация святого Франциска. 1297-99гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска. …летом следующего года Франциск отправился на гору Верна — провести там пост в честь св. Михаила Архангела. (…) Франциск хотел кровью запечатлеть свою любовь. Он не мог пострадать от руки людей, теперь он беспрестанно молил о том Бога. Внезапно сверхъестественный свет разлился в небе, освещённом зарей, и в ярком зареве Франциск, охваченный экстатическим порывом, узрел Человека, распятого на Кресте. Два крыла серафима над головой, два крыла раскрыты, два крыла закрывают спину. Когда видение исчезло, из плоти его точилась кровь. Кровавые раны зияли на его руках и ногах, как будто он претерпел казнь через распятие. На ладонях и ступнях виднелись затвердения, похожие с одной стороны на головки гвоздей, с другой — на их заострённые и искривлённые концы. На ребре виднелась широкая рана с красными краями, откуда струилась по телу кровь, марая одежду. Легенда о святом Франциске. 20. Смерть и вознесение святого Франциска. 1300г. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска. …смерть предстала ему как блаженная, как сестра избавительница, едва лишь он увидел, что перед ним тот же путь, которым прошёл Христос, вознёсшийся к славе Отца. И тогда мир сошёл в его душу, он почувствовал, что восхищён в те высшие пределы, куда не достигает земная суета. Ему казалось, что он идёт по цветущей тропе к свету, сияющему всё ярче. С последним вздохом он выговорил: «Выведи из темницы мою душу, чтобы мне славить имя Твоё. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние». В этот миг сердце его перестало биться. Бог исполнил последнюю его просьбу. Внезапно в сумерках послышались движения многих крыльев: это жаворонки слетелись к келье Святого и запели свою песню. В чистой синеве неба зажигались первые звезды. Легенда о святом Франциске. 22. Подтверждение стигматов.1300г. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи.Фреска. Тело Святого, которое перед смертью было давно почерневшее от болезни, стало прекрасным, оно сияло великой чистотой и видом своим доставляло утешение. Все его члены, поначалу окоченелые, стали мягкими и обрели гибкость, свойственную телу младенца… В самой середине рук и ног были не отверстия от гвоздей, но сами гвозди, образовавшиеся из его плоти, даже возросшие с самой плотью, сохранявшие тёмный цвет, и правое ребро орошалось кровью. 1. * «Legenda major» (Большая легенда)(1263)- самое известное жизнеописание святого Франциска, его составил Бонавентура из Баньореджо. В 1260 году на Генеральном Капитуле в Нарбонне было принято решение составить новое жизнеописание св. Франциска. Этот труд взял на себя св. Бонавентура. «Большая легенда» является пространным житием, тогда как «Малая легенда» (сокращенное житие) предназначалась для чтения на литургии. Свой труд св. Бонавентура представил уже через три года Генеральному Капитулу в Пизе (1263). На нем это житие было одобрено в качестве официальной биографии святого. В 1266 году на Генеральном Капитуле в Париже было принято решение считать «Большую легенду» официальным житием св. Франциска. Все другие более ранние его жития аннулировались, то есть были уничтожены. Этим решением объясняется печальная судьба обоих «Житий» — Vita Prima и Vita Secunda — Фомы Челанского (правда, собранный Фомой материал полностью вошел в жизнеописание св. Бонавентуры). Будучи официально признанной Церковью биографией святого, «Большая легенда» сохранилась во множестве списков. Именно «Большая легенда» стала основной литературной программой для изображений как самого святого, так и большинства сцен из его жизни. 2. * Фома Челанский. 1) Фома Челанский. «Первое житие» («Vita Prima»). (1228 — 1229) Агиография св. Франциска стала складываться, когда началась подготовка к канонизации св. Франциска, которая состоялась 16 июля 1228 года, то есть через два года после его кончины. Канонизация требовала создания официального жития святого. По поручению папы Григория IX сбор материала о Франциске взял на себя брат (фра) Фома Челанский. Труд, вышедший из-под его пера и представленный на одобрение папы, появился в первые месяцы 1229 года. Он вошел в историю как «Vita Prima» («Первое житие»). Судьба этого документа оказалась печальной. Эта легенда была в ходу до появления заново составленного Фомой более полного жития Франциска, после чего эта первое житие было уничтожено. Его список был найден уже во второй половине XVIII века учеными из кружка болландистов (по имени И. Болланда, ученого-иезуита, предпринявшего попытку издания всех известных тогда житий святых). Он был впервые опубликован лишь в 1768 году. 2) Фома Челанский. «Второе житие» («Vita Secunda»). (1246 — 1247) [далее: Челано II]. «Первое житие» оказалось неполным, и в 1244 году на капитуле, проходившем в Генуе, генерал Ордена Крешенций из Иессы предложил всем, кто имел сведения о св. Франциске, записать их и передать ему. Полученные таким образом материалы были переданы затем все тому же Фоме Челанском, который к тому времени стал официальным историографом Францисканского ордена и на основании этих собранных материалов он написал новую расширенную биографию св. Франциска, которая была обнародована в двадцатую годовщину смерти святого. При этом «Первое житие» должно было быть уничтожено 3) Фома Челанский. «Трактат о чудесах» («Tractatus de miraculis»). (1252 — 1253) Этот трактат был написан с целью прославления того духовного движения, которое было рождено деяниями св. Франциска. К этому времени стали достойны восхваления деяния двух Францисканских орденов — мужского и женского (Св. Клары). Трактат дошел до нас в одном единственном манускрипте (ок. 1300 г.) и впервые был опубликован в 1899 году болландистом Ф. ван Ортруа. На иконографию св. Франциска этот трактат влияния не оказал. 3. * Пьетро Каваллини (итал. Pietro Cavallini, около 1259—1344) — итальянский живописец эпохи Проторенессанса. Жил и работал в Риме. Заложил основы нового направления в живописи. Автор мозаик (церковь Санта-Мария-ин-Трастевере, 1291 г.) и фресок (церковь Санта-Чечилия-ин-Трастевере, ок.1293 г.). Стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, присущих итальянской живописи XIII в., придавая изображениям объёмную пластичность. Искусство Каваллини оказало влияние на Джотто и других молодых художников Италии. «Страшный суд» (фрагмент),1293 г. Пьетро Каваллини

Джотто первым стал писать картины на библейские темы с натуры. Что он хотел донести до современников?

Джотто. Вознесение    

Икономия Джотто

Джотто (около 1267 – 1337) был предтечей эпохи Возрождения. Он первым стал постепенно отходить от византийской традиции, находясь еще как бы на территории Византии. Недалеко от Падуи, где он расписывал знаменитую капеллу Скровеньи, были Венеция, Равенна – духовно связанные земли; культурное влияние Византии было основным в этих краях, а Венеция тогда и политически была подчинена Византии. Это византийское влияние до сих пор не совсем изжито: так, Венецианский епископ носит титул патриарха; главой Венецианской Республики был долгое время дож – то есть герцог, «дука»; дожи были независимыми, но осознавали себя все-таки наместниками Византийского императора.

В своем творчестве Джотто уходит от канонов Византии

В своем творчестве Джотто уходит от канонов Византии, совершает разворот в сторону иной эстетики – той, на основе которой потом в течение столетий будет, вплоть до наших дней, развиваться искусство. Замечательный искусствовед сестра Венди Беккет однажды сказала об этом очень образно: если всё, что было до Джотто, можно назвать радио, то Джотто изобрел телевидение.

Что же нового дал Джотто искусству? Он стал первым писать святые образы с натуры. До этого художники извлекали их из глубин своей души – вот как Андрей Рублев создавал «Троицу» и другие иконы. Собственно, это же уникальный случай: преподобного Андрея Церковь прославила как художника, иконописца, но о его житии известно мало. Мудрая же Церковь увидела, что только святой человек мог из глубины своего сердца извлечь такой образ, как «Троица», только духовными очами можно так увидеть Бога, а для этого надо быть святым.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция    

Джотто был человеком совсем не аскетичным. Уже в ХХ веке были обнаружены его останки – мастер был похоронен во Флоренции, в главном соборе, знаменитом Санта-Мария-дель-Фьоре. Исследователи изучили его кости, антропологи смогли воссоздать его портрет – и физический, и психологический. И отметили, что человек этот очень любил поесть мяса, любил орехи, которые дороги были в то время, любил вино – любил жизнь со всеми ее радостями и утехами. Такой почти исихазм, в который погружался преподобный Андрей, Джотто был недоступен и непонятен. Он не мог созерцать божественные тайны, как Рублев. Как не могли быть столь же духовными и те, кто созерцал его фрески и живопись. Ведь чтобы прочувствовать святые образы, получить максимум духовной пользы от их созерцания, войти в духовное общение с Богом, с Божией Матерью, со святыми через иконы кисти преподобного Андрея, надо тоже вести духовную жизнь, спасаться с таким же рвением.

Джотто ди Бондоне    

То, что делал Джотто, – это своего рода икономия. Ведь если люди с трудом воспринимают духовное, надо дать им его в доступной форме

То, что делал Джотто, – это своего рода икономия. Ведь если люди не способны воспринимать духовное, надо дать им хотя бы душевное. Правда, надо признать, что в творениях Джотто есть и значительный духовный пласт – но передан он средствами не просто земными, а человеческими – причем в буквальном смысле этого слова: Джотто просил позировать для святых картин мужчин и женщин. И писал обыкновенных мужчин и женщин на своих образах и фресках. Первый! Можно представить, как Церковь могла отнестись к подобным новшествам.

Фрески капеллы Скровеньи

Возможно, именно по этой причине новые принципы изображения Джотто опробовал, расписывая частную усыпальницу – знаменитую капеллу Скровеньи. Это была семейная часовня, не предназначавшаяся для того, чтобы на службы в ней приходили посторонние, да и службы-то должны были совершаться только поминальные. Предполагалось, что там упокоятся два человека: Реджинальдо Скровеньи-старший, которого, кстати, Данте в своей «Божественной комедии» помещает в ад – он, по-видимому, был большим поклонником денег и не всегда праведными путями их стяжал – и его сын Энрико Скровеньи-младший. Сын и решил почтить память отца и, чтобы отмолить грехи – своего отца и, может быть, собственные, – решил построить и расписать часовню, для чего и пригласил Джотто.

Фрески Джотто в капелле Скровеньи    

Работать тому было довольно комфортно: художник мог делать всё по своему усмотрению. К тому же и сама атмосфера в Падуе – университетском городе – была особой, располагающей к художественным экспериментам. Рядом в Равенне живет Данте, в самой Падуе он читает лекции… Демократичный культурный город.

Эксперимент оказался удачным. И сегодня фрески Джотто изумляют. Можно представить, какое ошеломляющее впечатление они производили в те времена!

Увидев, какими фресками Джотто расписал его капеллу, Энрико Скровеньи-младший решил, что их должны увидеть все: часовня, освященная 16 марта 1305 года, стала открываться для всех в свой престольный праздник – на Благовещение.

Само освящение капеллы было обставлено необыкновенно торжественно: антиминс и всё необходимое для чина освящения, а также ковры и ткани Энрике Скровеньи-младший взял из собора святого Марка в Венеции.

Мозаики собора святого Марка в Венеции    

Кстати, Джотто, расписывая капеллу Скровеньи, вдохновлялся мозаиками этого собора, всё внутреннее убранство которого было сугубо православным. Да и сам собор построен по образу церкви 12 апостолов в Константинополе, так что, глядя на него, мы можем представить, как выглядел храм, в котором служил Иоанн Златоуст (он был уничтожен в 1461 году). Вообще, когда попадаешь в Сан-Марко, чувствуешь, что это духовное творение. Там особенная атмосфера, как в храме Святой Софии. Собор построен с молитвой, с любовью, по откровению Божественному.

Но вернемся в Падую.

Джотто. Благовещение  

Одна из главных тем росписей капеллы Скровеньи – Богородичная. Перенося на фрески события из жизни Божией Матери, Джотто следовал за Протоевангелием Иакова, брата Господня, повествующим о рождении, детстве и юности Девы Марии, о рождестве Спасителя. Совершенно потрясающе, очень живо и динамично художник изобразил, как Иоаким приносит жертву, а ее не принимает первосвященник, как он расстраивается, уходит пасти овец в пустыню; как плачет Анна и как ей является ангел; как Анна и Иоаким встречаются у Золотых ворот, обнимают и целуют друг друга – столько любви в этой сцене, столько психологической правды, как мы сказали бы сегодня. Так же эмоциональны и другие сюжеты фресок. И не удивительно, что в праздник Благовещения, когда капелла открывалась для всех, здесь было не протолкнуться – так много людей приходило сюда – увидеть эти фрески, испытать душевное потрясение и для того, чтобы возгревать свою веру.

Оправдание праздников

Не будем забывать, что Падуя была университетским городом. А в университетской среде, как и сейчас, тогда тоже были распространены скептические настроения. Многие говорили: праздники, связанные с Богородицей: Ее рождество и Введение во Храм – поздние, они только в VIII веке были установлены; ранние христиане, может быть, их и не отмечали. А Джотто фресками доказывает, что это не так: вот перед вами события из жизни Богородицы, которым был свидетелем и которые описал апостол Иаков, брат Господень. А он ведь был первым епископом в Иерусалиме, и это он устанавливал христианские праздники. И первая Литургия написана тоже апостолом Иаковом. Позже Иоанн Златоуст и Василий Великий взяли ее как основу и довели до совершенства.

Джотто. Благовещение    

Можно предположить, что, когда еще жива была Матерь Божия, ученики Спасителя все вместе отмечали Ее день рождения, а Введение во Храм – как уже не личный праздник Богородицы, а именно как введение человечества во Храм Божий. И апостол Иаков об этом прекрасно знал.

Джотто ставил перед собой цель: возвеличить праздники, посвященные событиям, о которых мы напрямую в Евангелии не читаем

Джотто и ставил перед собой цель: возвеличить праздники, посвященные событиям, о которых мы напрямую в Евангелии не читаем, сделать так, чтобы люди не относились к ним скептически.

Чудеса Храма

В Италии была еврейская община. Джотто мог пообщаться с людьми, сведущими в иудейском богословии. И они ему рассказали, что в Талмуде сказано: за 40 лет до разрушения Иерусалима перестали совершаться чудеса, которые всегда совершались в Иерусалимском Храме. Значит, всё верно: 70-й год минус 40 – это 30-й год, год, когда распяли Христа. Не сказано, что произошло конкретно, но – что не стало чудес.

Джотто. Введение во Храм    

Их было несколько – этих зримых свидетельств присутствия Божественной благодати: во-первых, в Храме никогда не было неприятного запаха, хотя на пасху священники выглядели как мясники: реки крови текли, огромное количество жертвоприношений совершалось. Но не было ни мух, ни запаха тления, ничего – только благоухание! Животные никогда там не кричали, не вырывались, не пытались убежать: кротко шли на заклание, осознавая важность своей миссии. Во-вторых, дым от жертвенника всегда шел строго вверх, и жертвенник никогда не гас, ни в какую погоду: дождь ли, туман, ветер – дым прямо уходил в небо. Даже говорят, что если были облака зимой, то над дымом был круг чистого неба. Дым прямо к Богу уходил – Господь обонял воню благоухания, это был знак того, что Он принимает жертву.

В-третьих, было чудо схождения Благодатного огня: жертвенник специально гасили перед пасхой, Церковь Ветхого Завета молилась, и Господь посылал этот огонь – как посылал его на жертву Авеля, или как на жертвенник, который пророк Илия поливал водою перед язычниками и молился об огне… Жертвенник Храма возгорался. И, вероятно, каждый год, как и в наше время на Пасху в храме Гроба Господня. А храм Гроба Господня, храм Воскресения Христова – это же обновленный храм: мы празднуем обновление храма, не открытие, не строительство, а обновление, то есть храм впитал в себя всю благодать ветхозаветного Храма царя Соломона и Скинии собрания, воспринял и преумножил эту традицию Ветхого Завета. И точно так же, как сейчас разносятся по всему миру лампадки с благодатным огнем, тогда иудеи уходили после пасхи, неся с собой этот огонек. А на вершинах гор стояли костры, сложенные из поленниц, и, когда с одной горы видели, что на Сионе загорелся жертвенник, тут же поджигался факел. Этот «телеграф» за очень короткое время достигал Вавилона, там становилось известно, что в Иерусалиме пасха.

Еще одно из чудес Храма заключалось в том, что женщины, у которых ожидались тяжелые роды (или они были в возрасте, или больны), приходили в Вифезду, в дом милосердия, который был при Овчей купели. В нем были специальные помещения для рожениц, и при них повитухи, помогавшие при родах. И это помещение было территорией Храма: Овчая купель – часть Храмовой горы. В чем заключалось чудо? Всегда всё заканчивалось хорошо, и дитя, и мама оставались живы и здоровы. А расчет был очень простой: не может же Господь допустить, чтобы в таком месте случилось несчастье! Поэтому туда шли женщины в надежде на то, что Господь поможет.

Рожденные там дети считались Божиими. В 2–3 года они забирались в Храм на воспитание. Это не значит, что они потом не могли видеться со своими родителями. Могли, но воспитывали их в Храме – это была своего рода семинария.

И именно это мы видим в описании праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Это была традиция: Матерь Божию привели по традиции в Храм, поскольку место рождения Ее – Овчая купель!

Это ошибка, когда пишут, что это «дом Иоакима и Анны»: дом Иоакима и Анны находился, скорее всего, в Ципори, согласно последним научным исследованиям, или в Назарете. А где же еще могла родиться Божия Матерь, как не в Храме? Она там и воспитывалась, согласно Евангелию и преданиям. И это считалось обыкновенным, и другие девочки воспитывались, как и мальчики, при Храме до определенного возраста. Потом девушка обязательно должна была выйти замуж, и мужчина точно так же должен был создать семью. В то время традиции обетов безбрачия не было, если кто-то и давал такой обет, то это был особый, лично его случай, индивидуальный, как, например, случай с дочерью Иеффая; течение терапевтов – аскетов – только-только зарождалось; даже ессеи, достаточно строгая религиозная община, жили семьями.

Джотто. Благословение Анны    

У Анны роды были очень тяжелые: в Протоевангелии от Иакова говорится, что несколько дней Анна не могла даже кормить Матерь Божию, настолько она была обессилена родами. А когда пришла в себя, спросила только: «Кто?» Ей сказали: «Девочка». Конечно, для женщины в возрасте роды были тяжелым физическим испытанием.

Джотто, подчеркивая этот момент, фреску разделяет на две части: на одной – Рождество Богородицы, на другой – Анна через несколько дней приходит в себя и поет потрясающую песнь, которая сохранилась в гимнах Церкви.

Спустить с неба на землю

Джотто совершил отход от византийских иконописных традиций, приблизил сакральные сюжеты к обыденному их восприятию его современникам. Но при этом совершил нечто очень важное и духовное для людей ученых: они перестали скептически относиться к библейским эпизодам и думать, что всё это сказки. Ведь в те времена для людей запечатленное на картине было как закон, как откровение. Написанное художником или иконописцем воспринималось практически как документальный фильм. Храмовая роспись была действительно «Евангелием для бедных»: ведь многие латыни не знали, а в католических странах священные тексты были, вспомним, только на латыни. Потому-то и нужно было изображение, оно воспринималось как документ, доверие к нему было очень высокое.

Джотто. Положение во гроб    

А что нового внес Джотто в технику живописи, в чем выразился этот отход от византийской традиции, о котором я уже говорил? Не только в том, что он стал писать святые лики с обычных людей. Джотто стал иначе, чем на иконах, писать пространство, у него появляется прямая перспектива, в то время как на наших и на древних западных иконах перспектива обратная. Начав писать с натуры, художники должны были обратную перспективу перевернуть в прямую. Это была попытка духовный мир несколько спустить на землю, сделать его более привычным, близким людям, а следовательно, и понятным.

Джотто ди Бондоне более известный как Джотто был итальянским художником и архитектором из Флоренции. Он считается первым в ряду великих художников, которые внесли свой весомый вклад в итальянский ренессанс. Есть в творчестве Джотто ди Бондоне удивительные творения, которые украшают… «шкатулку». Что это за шкатулка?Лучше всего Джотто ди Бондоне описывают биографы и историки. Современник Джотто флорентийский хронист и историк Джованни Виллани писал, что «Джотто был самым суверенным мастером живописи в свое время, который писал всех своих героев и их позы в соответствии с природой. И он также получал за свой талант и совершенство заработную плату от властей Флоренции» (небывалая редкость для XIV века). Более поздний биограф XVI века Джорджио Вазари говорит о нем: «Он сделал решительный разрыв с византийским стилем и воплотил в жизнь великое искусство живописи, которое мы знаем сегодня, внедряя технику живописи двухсотлетней давности». Даже Данте он был признан ведущим художником своего времени. С тех пор художники, писатели и ученые охарактеризовали его стиль и его наследие двумя основными чертами: повышенный натурализм в представлении человеческой фигуры и природная естественность. ДжоттоГлавным наставником и учителем Джотто считается Чимабуэ. Именно он научил художника искусству живописи. По словам Данте, репутация Джотто затмила репутацию Чимабуэ, несмотря на то, что Чимабуэ в то время также считался революционным художником. Не будет преувеличением утверждение о том, что Джотто превзошел своего учителя. Давайте сравним две работы Чимабуэ и его ученика Джотто. Да, роспись Чимабуэ прекрасна. Одежда на его Богоматери сияет золотыми линиями. Чимабуэ использует здесь хризографию (искусство росписи золотом или золотыми красками (чернилами). Но что мы видим на работе Джотто? Самое главное отличие – трехмерность и объем. Его фигуры имеют округлую скульптурную форму и это, безусловно, совершенство мастерства! Значение Джотто для Ренессанса можно оценить и по тому факту, что великие трансформаторы искусства – Мазаччо, Рафаэль, Микеланджело – все они учились у Джотто и частично основали свой стиль на наследии мастера. Слева: Богоматерь с младенцем Чимабуэ / Справа — Богоматерь с Младенцем ДжоттоПочему Джотто считают ведущим мастером Ренессанса? Во-первых, его искусство отличается ясными, серьезными и простыми решениями в представлении пространства и объема, структуры и прочности трехмерных форм, и, главное, в изображении фигуры человека. Во-вторых, он умел гениально воплощать любой эпизод из священного сюжета, используя необычные для его времени композиционные средства и передачу эмоционального психологического эффекта через краску. Его выражения многих сцен драматического повествования были фундаментальными. И впоследствии они, конечно, были переняты и трансформированы во многие сферы, но они никогда не были превзойдены. Росписи ДжоттоСекретом успеха Джотто можно считать то, что он обращал пристальное внимание на основы человеческой формы, а также на психологическое восприятие человеком тех или иных событий из священных писаний. Безусловно, Джотто был тонким психологом. Что еще важно, Джотто первым внес в искусство действие, изображал не покой, а движение. Место отдельных торжественных фигур заняли у него картины многофигурные. Раньше речь шла только об изображении покоя. Теперь надо было воспроизводить фигуры лежащие, скорчившиеся, носящиеся в воздухе. Раньше выражение лиц было однообразно строгим, потом оно сделалось кротким и добрым. С подобными каноническими правилами Джотто ничего не мог поделать. Необходимо было создать новые правила. И с этой задачей Джотто справился мастерски. Живопись Джотто — это не декоративное украшение, а своего рода картинная грамота, повествующая неграмотным об истории вероучения. Есть в итальянской области Венето очаровательный городок Падуя. Ее главной достопримечательностью является крошечная церковь. Уж очень она напоминает шкатулку! Поэтому за ней и закрепилось название «шкатулка Джотто». Капелла дель Арена или Капелла Скровеньи — под такими названиями вошла она в историю мирового искусства, а украшают ее великие творения итальянского гениального мастера – Джотто ди Бондлне – самый масштабный цикл из 37 фресок, выполненных в 1305 году. Капелла представляет собой очень простое архитектурное здание: прямоугольный зал со сводчатым куполом, элегантное готическое окно с тройным ланцетом на фасаде, высокие узкие окна на южной стене и многоугольная апсида. Именно благодаря такой лаконичной, маленькой и простой форме капеллу называют шкатулкой. Украшает капеллу цикл из трех тем с фресками: — эпизоды из жизни Иоахима и Анны (1-6), — эпизоды из жизни Девы Марии (7-13), — эпизоды, рассказывающие о жизни и смерти Христа. Нижние панели фресок иллюстрируют аллегорические пороки и добродетели. Капелла Скровеньи в Падуе Базилика Святого Франциска в АссизиЕще одно великое творение, которое является сегодня наследием ЮНЕСКО. В 1230 году, через два года после смерти Святого Франциска, было решено построить церковь в память о нем. Расписывать стены церкви поручили Джотто, который с эпической детальностью описывал жизнь святого со всеми ее чудесными событиями. Именно этими произведениями прославился Джотто ди Бондоне. Фрески считаются одним из высших шедевров раннего Возрождения. И эта лишь малая часть наследия Джотто, которое перевернуло итальянскую живопись.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий