Газовый кратер в Туркменистане, или «Врата ада» полыхают уже несколько десятков лет

Люди

Самые знаменитые скульптуры Родена — на самом деле лишь спин-офф, части его более грандиозного, но незаконченного произведения для непостроенного музея

15 апреля 2021

image
Огюст Роден, «Врата ада», гипсовый рельеф

«Врата ада», гипсовый рельеф 635 × 400 × 94 см 1880–1917 гг. Хранится в музее Орсе в Париже, Франция

Когда французские власти задумали возвести на месте сгоревшего дворца Орсе музей декоративных искусств, предполагалось, что фасад здания будет соответствовать его изысканным экспозициям. Изготовить роскошные двери главного входа поручили Огюсту Родену — к тому времени уже известному скульптору, чьи работы вызывали горячие споры сторонников и противников его самобытной манеры. Замысел Родена был грандиозен: на бронзовых вратах скульптор собирался изобразить ад из «Божественной комедии» Данте Алигьери со множеством персонажей. Ваятель вдохновлялся, в частности, созданными в XV веке Лоренцо Гиберти рельефами на дверях баптистерия Сан-Джованни во Флоренции. Получив от Департамента изящных искусств аванс, Роден взялся за работу в 1880 году и… продолжал ее всю оставшуюся жизнь, вплоть до смерти в 1917-м. Он 37 лет создавал этюды для 200 с лишним фигур, многократно переделывал рельеф, убирал и возвращал на место различные скульптуры. Некоторые из запланированных образов Роден увеличивал и превращал в самостоятельные скульптуры в мраморе или бронзе. Таковы, например, «Мыслитель» и «Поцелуй», одни из самых знаменитых статуй в истории искусства. Все сроки были сорваны. Когда министерство все-таки потребовало от Родена закончить работу, скульптор вернул аванс и выданные ему деньги на отливку рельефов в бронзе и занялся дальнейшим совершенствованием «Врат». Впрочем, к тому времени власти отказались и от проекта музея, для которого предназначались двери.

В год смерти Родена незаконченный гипсовый оригинал «Врат ада» отреставрировали. С него отлили несколько бронзовых копий, которые теперь хранятся в разных городах мира: Мехико, Филадельфии, Токио, Цюрихе, Сеуле, Стэнфорде. Гипсовые «Врата» сейчас находятся в музее Орсе — в переделанном здании вокзала, на том самом месте, где предполагалось построить музей декоративных искусств.

1. «Мыслитель». По изначальной задумке, это была фигура Данте, созерцающего мучения грешников в аду, куда его провела душа поэта Вергилия. В качестве самостоятельной скульптуры «Мыслитель» стал более универсальным персонажем. По мнению французского арт-критика Бернара Шампиньоля, «он олицетворяет стремление человеческого разума проникнуть в тайны мироздания, постичь смысл жизни и предназначение человека». Копии этой статуи находятся в разных городах мира, бронзовый «Мыслитель» сидит и на могиле своего создателя в Мёдоне.

2. «Три тени». Это одинаковые фигуры в одной и той же позе. Роден придавал своим скульптурам динамику, показывая в разных ракурсах одной и той же фигуры последовательные фазы ее движения. По замыслу Родена, эти «тени» — символ безнадежности. Расположенные на самом верху «Врат ада», они должны были указывать на надпись из «Божественной комедии»: «Входящие, оставьте упования».

3. «Паоло и Франческа» . В «Божественной комедии» это вечно гонимые ветром по второму кругу ада души двух влюбленных, наказанных за адюльтер. История этой пары была довольно известной в Италии времен Данте. Красавицу Франческу выдали за грубого и уродливого Джованни Малатесту, она изменяла мужу с его младшим братом Паоло. Ревнивый супруг, застав их за прелюбодеянием, убил обоих.

4. «Любовь убегает». Еще один вариант Паоло и Франчески — воплощение идеи о быстротечности амурных радостей либо о недостижимости идеала. Этой парой Роден заменил на «Вратах ада» другую версию влюбленных, которая получилась слишком жизнеутверждающей и выбивалась из общего контекста. Из отвергнутой версии «выросла» скульптура — знаменитый «Поцелуй».

5. «Граф Уголино». В «Божественной комедии» Уголино делла Герардеска, граф Доноратико, терпит мучения в девятом круге ада, предназначенном для тех, кто предал родину и единомышленников. Прототип скульптуры — граф, ловкий интриган, захвативший власть в Пизе; он был свергнут архиепископом Руджери, заточен в башню вместе с сыновьями и внуками, где они все и умерли от голода. В «Божественной комедии» Уголино грызет череп своего врага, но Роден изобразил графа склонившимся над телами детей. Данте намекал, что обезумевший граф в тюрьме ел мясо скончавшихся родственников. Писатель Поль Гзелль, выпустивший книгу по материалам диалогов с Роденом, приводит такую трактовку этой скульптуры: «В нем неистово борются зверь, который хочет насытиться, и существо мыслящее, любящее, которое содрогается от такого чудовищного кощунства».

6. «Старая куртизанка». Фигура пожилой соблазнительницы, чью красоту не пощадило время, — отсылка к балладе поэта XV века Франсуа Вийона «Жалобы прекрасной оружейницы», героиня которой печалится об утраченной молодости и любовных утехах. Рассуждения о преходящей природе всего земного и плотского — популярный мотив в средневековой литературе.

7. «Я прекрасна». Название отсылает к стихотворению «Красота» Шарля Бодлера, одного из любимых поэтов Родена, — о вечном совершенстве, перед которым склоняются творцы. Есть и отдельные статуи обоих персонажей: «Скорчившаяся женщина», или «Похоть», и «Падающий мужчина». Последнего Роден поместил на «Врата ада» не только на правом пилястре в паре с девушкой, но и одиночную фигуру еще в двух других местах.

8. «Кариатида». На «Вратах ада» кариатида не поддерживает каменный свод, она скорчилась в позе отчаяния и не сможет выдержать никакой ноши. Эту фигуру Роден тоже доработал как отдельную скульптуру, причем в нескольких вариантах: девушка падает под тяжестью либо камня, либо большой урны с прахом.

9. «Сирены». Полуженщины-полуптицы из греческой мифологии, заманивавшие прекрасными голосами своих жертв на остров, в «Божественной комедии» не упоминаются. Но Роден, вероятно, нашел в них замену трем змееволосым фуриям из текста Данте — устрашающим созданиям, охраняющим адскую столицу Дит. Скульптор придал своим сиренам более «человеческий» облик.

10. «Отчаяние». У Родена было заведено, что обнаженные натурщики не только позировали, но и непринужденно расхаживали по студии, когда он был занят другой работой. Это помогало ему изучать естественные движения людей. Необычную позу для безымянной грешницы Роден подсмотрел у одной из моделей, которая устала сидеть и потянулась, чтобы размять спину.

СКУЛЬПТОР Огюст Роден

1840 — родился в Париже в семье чиновника. 1854–1857 — изучал рисунок, живопись и скульптуру в Парижской бесплатной малой школе. 1859–1861 — три раза пытался поступить в престижную Школу изящных искусств, но неудачно. 1863 — познакомился со швеей Розой Бёре, которая стала спутницей его жизни и родила от него сына Огюста-Эжена. 1864 — создал первую значительную скульптуру «Человек со сломанным носом». 1871–1877 — работал в Брюсселе над декором зданий. 1876–1877 — под впечатлением от поездки в Италию и знакомства со скульптурой мастеров Возрождения создал статую «Бронзовый век», настолько реалистичную, что в ней заподозрили слепок с тела натурщика. 1884–1888 — трудился над памятником «Граждане Кале», одной из работ, принесших ему признание. Это скульптурная группа на сюжет времен Столетней войны: шестеро жителей осажденного французского города отправились к английскому королю на казнь в обмен на обещание не устраивать резню. 1891–1897 — создавал памятник романисту Оноре де Бальзаку. Творение вызвало бурные споры и в итоге было отвергнуто государством. 1917 — после 54 лет отношений женился на Розе Бёре. Она умерла через две недели после свадьбы. Скончался от воспаления легких на своей вилле в Мёдоне под Парижем, где и был похоронен рядом с супругой.

ФОТО: AKG (1) / EAST NEWS

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 3, апрель 2021

Когда-то здесь была деревня со странным названием Дарваза, которое в переводе с туркменского означает «врата». Сейчас деревни уже нет, а на ее месте находится нечто устрашающее, что создали сами люди и окутали место множеством легенд.

А народ до сих пор называет Дарвазу «Врата ада» или «Дверь в преисподнюю»…

История появления

Деревня и огненный кратер на ее месте находится недалеко от столицы Туркменистана Ашхабад. Здесь редко можно встретить животное или человека — все сторонятся этого зловещего места, издающего ужасный запах. С целью туризма сюда добираются только самые отчаянные, ведь поблизости совсем нет населенных пунктов, а чтобы добраться до места, придется пройти по раскаленным пескам пустыни.

image

В далеком 1971 году ученые-геологи обнаружили на месте одной из деревень огромное месторождение природного газа. Кстати, страна занимает 4 строчку в списке наиболее богатых этим полезным ископаемым. Несмотря на то что место не совсем удачное, оставить в покое его не могли — начались геологические раскопки, а после почву и вовсе стали бурить. Так была обнаружена каверна, образовавшаяся в горной породе после застывания лавы, насыщенной газом.

Активная деятельность человека привела к образованию дыры таких размеров, что туда угодил весь наземный транспорт, приборы, оборудование, даже сама буровая вышка. «Врата ада» забрали все, подобно черной дыре. Однако из трещины отныне стал улетучиваться газ.

Чтобы не допустить распространение газа по окрестностям, ученые принимают решение, которое оказывается в корне неправильным. Они подожгли газ, думая, что через какое-то время он просто весь сгорит. Однако найденное месторождение было поистине гигантским, потому «Врата ада» полыхают по сей день. Есть жители деревни, которые опровергают версию о скоропостижном решении ученых. Они утверждают, что бурить начали еще в 60-х годах, тогда как решение поджечь газ реализовали уже в 80-х.

Координаты на карте и характеристика

Подобного феномена нет больше нигде в мире. Из огненного колодца никогда не прекращают вырываться языки пламени. По данным ученых, сгорело уже несколько млрд кубометров природного газа.

Найти это пугающее место можно, если ехать на север от Ашхабада 270 км.

«Врата ада» в Дарвазе пугают и притягивают любителей острых ощущений, и это не удивительно. Размер воронки составляет 60 метров, в глубину — 20 метров, что равно высоте 7-этажного дома. Огненные языки вырываются на поверхность в высоту до 15 метров. Газ из недр земли постоянно поступает в колодец, не давая огню в нем погаснуть ни на минуту.

Почему «Врата ада» в Туркменистане не тушат, видео

Местные жители жили поблизости этого ужасного места еще очень долго, пока наконец в 2004 году их не переселили. Это произошло потому, что ученым понадобилось сделать еще 2 скважины. Их попытки были тоже неудачными — почва проваливалась. Но в двух других кратерах Дарваза не было выхода газа под таким давлением, как в первом, потому их не стали поджигать.

Конечно, многих интересует вопрос, почему кратер Дарваза не тушат. Президент Туркменистана еще в 2010 году лично посетил это место. Он дал распоряжение засыпать или ликвидировать другим способом эту масштабную утечку полезного ископаемого.

Так почему же этого так и не сделали? Дело в том, что геологам сначала нужно предварительное химическое гашение. При этом сегодня ученые считают возможным использование двух из трех кратеров, если провести наклонно-направленное бурение. Но пока нет четкого плана и не подписаны все документы, «Врата ада» продолжают полыхать.

Этот заколдованный круг и то, что огненный колодец Дарваза не тушат, порождает множество слухов и легенд. Даже СМИ порою вводят в заблуждение людей, утверждая, например, что воронка появилась вследствие падения метеорита.

А пока это место магнитом притягивает туристов-экстремалов, даря нам подобные фото:

“Однажды в… Голливуде”: Потерянный рай, или Дорогая, я поджарил критиков Джонни Депп в роли книготорговца Дина Корсо Цитата из к/ф «Девятые врата». реж Роман Полански. 1999. Португалия, Испания, Франция, США

После того, как нас покинули такие иконы кино, как Альфред Хичкок и Стэнли Кубрик, Роман Полански, мелькающий в тарантиновском «Однажды в… Голливуде», остается одним из немногих живых мастеров.

86-летний польско-французский режиссер давно превратился из одного из самых знаменитых кинематографистов в мире в самого известного беглеца от правосудия. В 1978 году в ожидании окончательного приговора Поланcки, признавший себя виновным в совращении ребенка, уехал из Америки во Францию, где проживает до сих пор. Голливуд, куда режиссер поехал продавать свой талант, его выгнал, но он этому побитому жизнью поляку все равно покорился. Говорят, нет никаких теорий заговора и совращение девочки — чистая правда, хотя есть и такие, кто называет это преступление «сомнительными грехами молодости». Десять лет назад вышел документальный фильм под названием «Роман Полански: Разыскиваемый и желанный», в котором утверждалось, что Полански стал жертвой шантажа и грубых судебных нарушений. Говорят, иностранец с сильным акцентом стал идеальным для американцев злодеем. Ирония, правда, в том, что эта картина была куплена The Weinstein Company, задолго до шумихи о всяких харрасментах и виктимизациях.

Дин Корсо целится в Бориса Балкана Цитата из к/ф «Девятые врата». реж Роман Полански. 1999. Португалия, Испания, Франция, США

Факты никогда не менялись, но режиссера до сих пор воспринимают как трагического художника. Однако, по правде говоря, в течение долгого времени прославленные актеры работали и продолжают работать с Полански. Сигурни Уивер, Харрисон Форд, Джонни Депп, Юэн Макгрегор, Пирс Броснан, Ева Грин, Джоди Фостер, Кейт Уинслет, Кристоф Вальц играли в картинах «насильника» и после скандала. Вдобавок, после обвинений в надругательстве над детьми и содомии Полански, фигура как бы нон-грата в мировом кино, получил режиссерский «Оскар» (режиссер, конечно, не присутствовал на церемонии) и «Золотую пальмовую ветвь», а также «Серебряного медведя» в Берлине, «Золотого льва» в Венеции и европейскую награду за достижения в мировом кино.

В день рождения живого классика, исключенного из состава Американской академии киноискусств, присуждающей премию «Оскар», хотелось бы не рыться в грязном белье и не обсуждать сплетни, а вспомнить Полански, который пережил холокост и жестокое убийство беременной жены Шэрон Тейт сектантами Чарльза Мэнсона, как режиссера, чья жизнь очень похожа на его фильмы. Но вспомним не «Китайский квартал», «Жильца» и, помимо «Неукротимого», моего любимого «Ребенка Розмари», где беременность порождает паранойю, а загадочную сказку для взрослых «Девятые врата».

Борис Балкан (Фрэнк Ланджелла) нанимает Дина Корсо (Джонни Депп) Цитата из к/ф «Девятые врата». реж Роман Полански. 1999. Португалия, Испания, Франция, США

Элегантно снятый Дариусом Хонджи, оператором неонуара «Семь», и грозно озвученный Войцехом Киляром, без которого атмосфера картины была бы потеряна, постхичкоковский детективный триллер изображает странное и трагическое, абсурдное и ужасное, красивое и извращенное приключение одинокого, одетого как сыщик букиниста Дина Корсо (Джонни Депп с козлиной бородкой), ищущего, покупающего и продающего редкие книги. Богатый демонолог Борис Балкан (Фрэнк Ланджелла) нанимает этого интеллектуала-стервятника для сравнения и проверки на подлинность трех книг «Девять врат в Царство теней», которые, говорят, написаны самим Сатаной. Сравнить каждую страницу, гравюру, переплет — всё. «Я хочу, чтобы Вы достали мне ее любой ценой и мне не важно — какой». Одну Корсо вручают на месте, а две другие находятся в Европе, где расследование становится только страннее, тревожнее и опаснее. Людей подвешивают за ноги, топят, душат и сжигают заживо. Полански знает, где обитает зло, и, умышленно или случайно, делает отсылки к «Безумию» Хичкока, «А теперь не смотри» Роуга и «С широко закрытыми глазами» Кубрика. Искусно нагнетающий напряжение, гонимый режиссер высмеивает сатанистов, которых называют сборищем ряженых извращенцев.

Эмманюэль Сенье в образе Вавилонской блудницы Цитата из к/ф «Девятые врата». реж Роман Полански. 1999. Португалия, Испания, Франция, США

Кто же на самом деле достоин войти в адские врата? Одни поклоняются Дьяволу, зачитываясь таинственной книгой, и предаются оргиям, а другие издеваются над подобными сектами и тайными обществами.

«В наше время они скатились до положения клуба, состоящего из скучающих миллионеров и знаменитостей, использующих эти встречи как предлог для того, чтобы предаваться своей мерзкой похоти».

Все дело в поклонении как таковом. Кто — раб, кто — господин? Балкан — очарованный злом фундаменталист, убежденный, что только ему открыта истина.

«Я, и только я, проник в ее тайны. Я, и только я, познал ее грандиозный смысл. Я, и только я, достоин вкусить плоды этого открытия».

Балкан хоть и предан Дьяволу, но он трус, если посылает на поиски разгадки «волков в овечьей шкуре». Богач — такой же шарлатан, как тот, кто предается отвратительным оргиям в нелепых нарядах. Властолюбец, который решил проникнуть в неизведанное, стать на путь равенства с Богом, посвятить Князю Тьмы душу и тело, обрести бессмертие и сделаться непобедимым, не достоин. Для таких вход в Девятые врата не является просветлением — только жадным желанием вызвать Дьявола, который не виден и даже не слышен, но играет с безумцем дурную шутку — одна из девяти ритуальных гравюр вдруг оказывается фальшивкой, и во время обряда одержимый сжигает себя. Погоня за величием губит, а тайна всегда вкуснее.

Дин Корсо пытается спасти дьявольскую книгу Цитата из к/ф «Девятые врата». реж Роман Полански. 1999. Португалия, Испания, Франция, США

А пока горит богач, пьющий весь фильм следопыт занимается сексом с соблазнительной зеленоглазой незнакомкой, находит подлинную гравюру и входит в Девятые врата. Эти врата — женское лоно. Неверующий ни в какие дьявольские заговоры герой проходит посвящение через сношение с ангелом тьмы, Вавилонской блудницей, которая на судьбоносной гравюре изображена въезжающей в ворота замка верхом на звере. И зверь этот — Корсо, которого оседлала жена режиссера Эмманюэль Сенье в образе иррационально злой силы. Избранный был слеп, а теперь во тьме увидел свет. Дьявольская книга всегда была предназначена для Корсо, потому что похоть, алчность и тщеславие подготовили его к этому. Кажется, что зло — вокруг, а на самом деле оно внутри. Именно Корсо заслуживает внимания Князя Тьмы, чем любой сатанист, потому что не унижается — он вообще отказывается поклоняться и служить, пусть даже самому Дьяволу, который не творит зло, а соблазняет и покоряет.

«Девятые врата» — самый захватывающий, зловещий и изящный триллер о книгах. Все очень и очень по-полански. Понятно, это не «Ребенок Розмари», хотя на месте и тайны, и ведьбы, и сатанисты, и колдовство, и острое чувство паранойи, и традиционный для Поланки конфликт «я» и «другие», но этот фильм самого скандального европейского режиссера — настоящий нуар. Конечно, не классический, а мистический, поэтому от экрана не оторваться. Внимательные зрители наверняка захотят посчитать количество врат, через которые проходит герой, похожий на пленника, как герой «Жильца» — замкнутый человек, который вот-вот может погибнуть.

Дин Корсо наблюдает как Балкан проводит обряд Цитата из к/ф «Девятые врата». реж Роман Полански. 1999. Португалия, Испания, Франция, США

— Наемники работают на того, кто больше платит.

— Мне хватает.

— Я могу добавить.

— Мне это знакомо.

— Знаю. По фильмам.

— У нее был автоматический пистолет в чулке.

— Пистолета нет.

Детектив новоголливудского эстета с темной, даже зловещей стороной, чье творчество пропитано одиночеством, страхом и безумием, выглядит мрачным, сюрреалистичным, ироничным и мудрым — книги нельзя открывать безнаказанно. Подобно старинным дьявольским трудам, «Девятые врата» посвящены не столько Сатане, злу буквальному и метафорическому, преследующему всю жизнь самого Полански, сколько храбрецам, движимым любопытством и верой, если не в бога, то в приключение. А может, все наоборот, и герои ада на то и герои, потому что бесконечно порочны, ведь «нет человека вернее, чем тот, чью верность можно купить».

Читайте развитие сюжета: «Война и мир» с перерывом на обед

Социальные сети 5 903 Лесные пожары 1 854 Коронавирус SARS-CoV-2 80 304 Международные соглашения по климату и их последствия 914 Трансляции ИА REGNUM 980 Отношения Украины и России 5 899 Фоторепортажи ИА REGNUM 2 703 Вакцинация от коронавируса 12 464 Участие США в войне в Сирии 1 445 Внутренняя политика Швеции 3 336 «Капитализм и инфраструктура»: метро Нью-Йорка тонет, как Титаник Японцы собираются «требовать» Курилы еще два-три поколения Киберпланирование — первый шаг капитализма к некапиталистической экономике Киев заявил, что «русские на самом деле» — это украинцы Как любить Бога и ближнего и не бояться коронавируса?! Эрдоган готовится контролировать социальные сети и прочую киберпреступность «Безумная теория Трампа»: «План эгоиста по возвращению в соцсети» Цены на нефть поддержало сокращение запасов нефти и бензина Польше предвещают первую крупную переоценку отношений с Россией с 1989 года Озон продолжает играть погодой, человеческими жизнями и ковидом © 1999-2021 ИА REGNUM

При цитировании информации гиперссылка на ИА REGNUM обязательна.

Использование материалов ИА REGNUM в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Об агентстве Новости России Зарубежные новости Пресс-центр Медиа-кит Карта сайта  RSS sfo@regnum.ru +7 495 645-80-75 119072, г. Москва, Берсеневский пер., д. 2, стр. 1

Свидетельства о регистрации СМИ:

Эл № ФС77-55029 от 14 августа 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);

ИА № ФС77-51367 от 23 ноября 2012 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Настоящий ресурс содержит материалы 18+ Автор «Божественной комедии» итальянский поэт Данте Алигьери написал эту поэму во время своего изгнания из Флоренции между 1302 годом и его смертью в 1321 году. Произведение эпическим образом описывает трёхдневное путешествие Данте. «Божественная комедия» состоит из трёх частей: ад, чистилище и рай. В аду 9 кругов, чистилище разделено на 9 частей, а рай — на 9 сфер. В середине человеческой жизни, в возрасте 35 лет, Данте заблудился в лесу и после целой ночи удивления от происходящего вокруг он просыпается на вершине холма, где сталкивается с тремя опасными животными: львом, пантерой и волком. Он был напуган и начал бежать. По пути он встречает Вергилия, который пообещал спасти его, но до этого ему придётся пройти через ад, чистилище и рай. Наконец Данте и Виргилий подошли к дверям ада, и Данте увидел табличку с надписью «Оставь надежду, всяк сюда входящий«. когда их переправит на другую сторону Харон, паромщик. Увидев Данте, который не был мёртвым, Харон разозлился и отказался отвести его на другую сторону. Вергилий успокоил его, сказав, что прибытие Данте было божьим желанием. Внезапно земля начала дрожать, и Данте потерял сознание. Он проснулся на другой стороне, в первом круге ада. Первый круг (Лимб). Он населён душами благородных, но некрещёных людей, в том числе язычников и младенцев. Данте имеет честь прогуляться с компанией великих древних поэтов, в том числе Гомером, Овидием, Луканом и Горацием. Во втором круге (Похоть) они увидели Миноса, наполовину человека и наполовину животного. Он был охранником, который слушал все признания и отправлял их в свой круг. Данте пошёл во второй круг и встретил грешных любовников. Все души в этой части ада были измучены нескончаемым ветром, который не позволяет им обрести покой. Данте нашёл Клеопатру, Париса, Тристана и других влюблённых. Поэт был настолько впечатлён, что потерял сознание. Когда Данте, наконец, проснулся, он был у входа в третий круг ада (Чревоугодие), где грешники проводят вечность в грязи и болоте. Их заставляют лежать в мерзкой слякоти, которая создаётся бесконечным ледяным дождём. Мерзкая слякоть символизирует личную деградацию того, кто злоупотребляет едой, выпивкой и другими мирскими удовольствиями. Чревоугодников и алкоголиков, как образцов находящихся здесь, охраняет Цербер, трёхголовый пёс, который разрывает их на части. Четвёртый круг (Жадность). Здесь путники видят души жадных людей. Наибольшее количество грешников было здесь. Они делятся на две группы: те, кто копил деньги и те, кто был слишком расточительным. Они соревнуются между собой, используя большие веса в качестве оружия, толкая их своими сундуками, что символизирует их эгоистичное стремление к удаче при жизни. Здесь находится много священнослужителей, в том числе кардиналов и пап. Пятый круг (Гнев) — это место, где гневливые наказываются за свои грехи. Данте и Вергилий, переправлявшиеся на лодке Флегием, видят, как на реке Стикс яростные люди сражаются друг с другом. Поэты встречают здесь Филиппо Ардженти, известного флорентийского политика, производящего конфискацию имущества Данте во время его изгнания из Флоренции. Шестой круг (Ересь), представляет Данте и Вергилию еретиков, лежащих в огненных гробницах. Данте разговаривает с Фаринатой дельи Уберти, которая предсказывает, что Данте будет трудно вернуться во Флоренцию из ссылки. Седьмой круг (Насилие) разделён на три кольца. В Первом Кольце души тех, кто жестоко обращался с другими, погружаются в Флегетон, великую реку горящей крови. Флегетон населён кровожадными полевыми командирами, такими как Александр Македонский и Аттила Гунн.Второе кольцо хранит души самоубийц. Эти души застряли в обширной пустыне с палящим песком, обрушившимся на вечную бурю огня. Путники прибыли в восьмой круг (Мошенничество) на спине Гериона, летающего монстра с переменчивой внешностью, совсем как мошенник. Этот круг ада разделён на 10 щелей или каменистых рвов с мостами между ними. В щели 1 Данте видит сводников и обольстителей. В щели 2 он находит льстецов. Перейдя мост через щель 3, он и Вергилий оказываются там, где симонисты (люди, которые используют деньги, чтобы что ближайший мост разрушен, и назначает 10 демонов, чтобы сопроводить его к следующему мосту. В щели 6 находятся лицемеры, а в оставшихся 4 канавах Данте находит воров, чьи руки были обрезаны (щель 7), лукавых советчиков (щель 8), зачинщиков раздора (щель 9) и различных фальсификаторов, таких как алхимики, лжесвидетели и поддельщики, которые страдали от ужасных болезней (щель 10). Наконец они добрались до девятого круга (Предательство), где находятся самые большие грешники. Девятый Круг делится на 4 пояса в зависимости от серьёзности греха. Находящиеся здесь замёрзли в ледяной реке Коцит. Пояс 1 назван в честь Каина, убившего своего брата Авеля, Пояс 2 назван в честь Антенора Троя, который был советником Приама во время Троянской войны, Пояс 3 назван в честь Птолемея (сына Абубуса), а Пояс 4 (Джудекка) назван в честь Иуды Искариота, апостола, который предал Иисуса. Внизу Данте и Вергилий увидели Люцифера, у которого было три лица: красное, жёлтое и чёрное. Три его рта жевали трёх крупнейших предателей — Иуду, Брута и Кассия. У Люцифера было шесть крыльев, которыми он постоянно махал. Кровавая слюна выходила из его рта. Вергилий и Данте схватились за волосы на рёбрах Люцифера и пошли к выходу из Ада. Чистилище — вторая глава поэмы. Оно изображено в стихотворении как гора в Южном полушарии, внизу которой находится Чистилище, а затем 7 уровней страданий — олицетворение семи смертных грехов. Путешествие на вершину сопровождается дискуссиями о грехе, добродетели, морали и религии. Существует основополагающая концепция, что На рассвете на берегу Пургаторио Данте видит приближающееся красное свечение, которое оказывается лодкой, движимой ангелом. Она несёт души искупленных, которые встречают Данте и Вергилия, когда поют религиозные песни. Когда они начинают трудное восхождение, главный герой озадачен положением солнца, тогда Вергилий объясняет, что они находятся в Южном полушарии. Продолжая путь, они видят души ленивых и души, которым в последние минуты жизни удалось покаяться. Вергилий спрашивает средневекового поэта Сорделло о том, как лучше продолжить восхождение на гору. Сорделло предлагает руководить ими, но также объясняет, что наступает ночь, поэтому им придётся остановиться, так как не разрешается подниматься без солнечного света. Они проводят ночь в Долине Князей, куда приходят два ангела из Рая, чтобы охранять долину от змея. Позже они достигают ворот Чистилища, где находятся 3 ступени, ведущие к входу. Первая — белая, затем — чёрная, и, наконец, красная ступенька, на которой стоит ангел-хранитель. Ангел открывает ворота, и путники входят. На стенах они видят резные фигурки, иллюстрирующие добродетель смирения. Затем они встречают души Гордых. Следующие изображения, которые они находят, представляют собой порок гордости. Ангел символически устраняет гордость от Данте, который затем может взобраться с меньшими усилиями. На следующей террасе они достигают добродетели Великодушия и соответствующего ему порока, Зависти. Когда они переходят со второй на третью террасу, яркий свет, исходящий от ангела, удивляет поэта, но Вергилий говорит ему, что скоро он к этому привыкнет. По мере того как их восхождение продолжается, путники видят души скупых, и Данте говорит с папой Адрианом V. Однажды утром, когда Данте просыпается с чувством готовности продолжать, Вергилий говорит о моральном прогрессе Данте и сообщает, что ему он больше не нужен в качестве проводника. Данте идёт по лесу и наталкивается на женщину, поющую и собирающую цветы. Она рассказывает ему, что он прибыл в райский сад. Дальнейшие встречи включают группу из двадцати четырёх старейшин и пожилого человека, который написал Книгу Откровения. Среди большой группы ангелов появляется Беатриче. Именно в этот момент Данте понимает, что Вергилия больше нет с ним. Беатриче наказывает Данте за то, что он сбился с пути к Истине и растратил свои таланты. Данте раскаялся и признаёт свою вину. Поэт оказывается перед древом познания добра и зла, которое бесплодно из-за действий Адама и Евы. Окончание средней части «Божественной комедии» подводит Данте к концу его страданий и обнаруживает, что он очистил свои грехи. Рай — последняя часть длинного повествовательного стихотворения Алигьери. В нём Беатриче сопровождает Данте, когда он путешествует по девяти уровням или сферам небес, которые представлены различными небесными телами. В каждом разделе гиды Данте пытаются преподавать ему различные уроки: В первой сфере, представленной Луной, Данте встречает Пиккарду Донати, которая объясняет, почему души, которые здесь содержатся, так счастливы на небесах. Беатриче расспрашивает о причине появления пятен на луне и объясняет, как растущая и убывающая луна связаны с непоследовательностью. Таким образом, на Луне находятся души, которым нельзя доверять слову и которым не хватает смелости. По мере того как они медленно поднимаются к Эмпирею, Беатриче делится с Данте историей создания и историей ангелов, одновременно затрагивая создание вселенной. Как только они достигают Эмпиреи, Данте и Беатриче возносятся в царство за пределами физического существования, где живёт Бог. Данте окутывается светом, что позволяет ему видеть Бога. Это была свободная тема супермарафона #92днялета.

image
Кратер Дарваза выглядит словно яма, наполненная адским огнём / Источник: Instagram / @estonialena

Легенды гласят, что между нашим миром и преисподней было несколько порталов. Их местоположение известно! Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в: image image image

Мифология, религия, фольклор и просто наблюдения жителей Земли за природными явлениями на протяжении многих веков заставляли их искать способ связаться с потусторонним миром, узнать, куда человек попадает после смерти, и есть ли способ попасть туда ещё при жизни.

Гора Осоре, Япония

Вулкан под названием Осореяма или гора Осоре находится в центре полуострова Симокита на северо-восточной оконечности японского острова Хонсю. Японцы продолжают верить, что именно там находится вход в ад, ведь географические характеристики этого места, описанные в буддийских текстах очень схожи с описанием ада. Они называют вулкан, не извергавшийся уже более 230 лет, “горой страха”, и считают протекающую рядом реку Сандзу границей между мирами живых и мертвых.

Впрочем, внешний вид горы действительно напоминает что-то мёртвое — сухая земля и камни, ядовитое озеро и серые облака. Чем не картина ада?

Чистилище Святого Патрика, Ирландия

Чистилищем святого Патрика называют пещеру, что когда-то располагалась на небольшом острове посередине озера Лох Дерг в графстве Донегол в Ирландии. Согласно преданиям, сам Господь указал святому Патрику местоположение врат чистилища и сообщил, что пещера проведет человека через муки и тем самым поможетему искупить грехи, но пройти через неё в загробный мир мог только истинно верующий.

Основываясь на рассказах очевидцев, археологи и историки давно пытаются отыскать вход в Чистилище, однако современные постройки мешают проводить поиски.

Кратер Дарваза, Туркменистан

Этот пылающий газовый кратер посреди пустыни Каракумы в Туркменистане ещё называют «Дверь в преисподнюю». Кратер появился в результате неудачных раскопок в 1971 году, когда геологи что-то намудрили в процессе бурения и произошел обвал. Глубина воронки составляла около 20 метров, а диаметр — примерно 60 метров. Она была наполнена газом и, чтобы минимизировать вред от газа, специалисты решили его поджечь. Вот только они не рассчитали общий объем горючих веществ, а потому огонь в Дарвазе не гаснет уже почти полвека.

Плутониум (Врата Плутона), Турция

Врата в древнем городе Иераполис (Хиераполис), располагающиеся близ турецкого города Памуккале, были найдены всего семь лет назад. Они представляют собой каменный дверной проем, ведущий в небольшой пещерный грот. 2200 лет назад в этом месте били термальные источники, которые, как считалось, обладали целебными свойствами. Однако глубокая трещина, пролегающая под Иераполисом, постоянно испускала углекислый газ, окутывающий врата туманной дымкой. Этот вход назывался Плутониум и был посвящен римскому богу смерти и владыке подземного мира Плутону. Археологи, которые проводили здесь раскопки, доказали, что Плутониум и сейчас является чрезвычайно опасным: птицы, подлетевшие слишком близко к испарениям, задыхаются и падают замертво.

Замок Гоуска, Чехия

Чешский замок Гоуска был построен в 13 веке примерно в 80 км к северу от Праги. С этим местом связано множество тайн и страшных историй. Согласно легенде, на месте замка когда-то была лишь бездонная яма, ведущая прямо в ад. Местные жители много раз видели, как из ямы вылезали полулюди-полуживотные и вылетали жуткие чудища с темными крыльями. Документальным подтверждением правдивости этой истории является сохранившееся по сей день письмо Вацлава Гайека из Любочан, адресованное его брату Эдуарду: «Я шел по лесу, недалеко от града Гоуска. Вдруг под градом треснула скала, образовалась дыра, и из дыры этой стали показываться злые духи и превращаться в животных…»

Вокруг ямы сперва возвели деревянную крепость, а спустя три века — каменную. Она будто бы защищала окружающий мир от входа в ад. Но местным правителям было очень любопытно узнать, что же там внизу. Рассказывают, что вниз на веревке спускали приговоренных к смерти, обещая им помилование, если они расскажут, что же творится внизу. Но уже первый заключенный через несколько секунд начал кричать от ужаса и его подняли наверх в состоянии шока и с поседевшими волосами.

В итоге врата в ад решили засыпать, но яма была такой глубокой, что сделать это удалось лишь через три года.

Фенг Ду — кладбище в Китае

Кладбище Фенг Ду, построенное у подножия горы, считается входом во врата Китайского Ада. На горе Минг, которая, как говорят, является местом погребения служителей храмов Дао, собираются призраки умерших. Отсюда и название Фенг Ду – «Город-призрак». Некоторые легенды рассказывают, что Фенг Ду стал пристанищем жутких привидений и зловещих измученных душ. Каждый март здесь проходит праздник «Шоу Призраков», воспевающий духов, населяющих Фенг Ду.

Пещера Сивиллы, Италия

Вергилий в своей поэме «Энеида» рассказывает о Сивиллах — жрицах бога Аполлона, которые могли общаться с ним, предсказывать будущее и делать другие удивительные вещи. Самой знаменитой из них была Сивилла Кумская, жившая в греческом поселении Кумы недалеко от современного Неаполя, в двух шагах от Везувия. Именно она предсказала Энею его будущее, и проводила его в царство Аида.

Аполлон, по преданию, сказал Сивилле Кумской, что она будет жить столько лет, сколько у нее в ладони поместится песчинок. Но предсказательница забыла попросить у сына Зевса вечную молодость, и поэтому постепенно высыхала, пока не превратилась в сморщенное крошечное существо.

Пещеру, в которой она жила, случайно обнаружили в 1932 году. Это место, представляющее собой жаропрочный лабиринт проходов, заполненных ядовитыми парами серы, кажется совершенно подходящей дорогой в ад.

Сеноты майя, Мексика

Сенот – это образовавшийся в результате обвала свода пещеры своеобразный колодец. На его дне чаще всего протекает подземная река. В свое время майя нашли применение этому уникальному явлению, встречающемуся только на полуострове Юкатан в Мексике: они собирали здесь пресную воду, а также использовали сеноты для жертвоприношений. Потому-то сеноты и называли «вратами в царство мертвых». Мексиканские археологи  говорят, что это могут быть места, где майя действительно пытались найти вход в ад.

Вулкан Масая, Никарагуа

Вулкан Масая в Никарагуа также считается порталом в ад. Подобное прозвище еще в 16 веке ему дали коренные народы и испанские захватчики, которые его боялись. Чтобы защититься от злых сил и от дьявола, испанцы воздвигли на вершине вулкана гигантский крест — Ла-Крус-де-Бобадилья.

Ворота Гвинеия, Луизиана

В соответствии с учением Вуду, души умерших живут в преисподней, называемой Гвинеия, а попасть туда можно, пройдя через семь ворот, расположенных на различных новых кладбищах Орлеана во французском квартале города. Очень большое значения имеет то, в каком порядке открывать ворота, утверждают вуду-пипл.

image

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий