Добрый Бог смерти / The Kind Death God

Автор статьи image Евгений Пинигин

Страна: Япония

Жанр: аниме, детектив, фэнтези триллер

Год производства: 2006

Режиссёры: Тэцуро Араки, Томихико Ито и другие

Японский анимационный сериал «Тетрадь смерти» («Desu noto») вышел в середине нулевых, но до сих пор один из самых популярных в мире. В России отношение к нему неоднозначное. С одной стороны, его неоднократно пытались запретить за пропаганду опасных для подростков идей. С другой — смысл аниме «Тетрадь смерти» перекликается с произведением Достоевского «Преступление и наказание» и практически повторяет его главную мораль.

Содержание

О чём аниме

Сериал — экранизация одноимённого графического произведения, по описанию сюжеты полностью совпадают. Правда, в аниме есть эпизоды, которых нет в манге, и наоборот.

image
Кадр из сериала.

Сюжет «Тетради смерти» повествует об умном и довольно высокомерном школьнике старших классов (а затем и студенте) Лайте Ягами, который находит необычный артефакт — особую тетрадь с инструкцией. Инструкция гласит, что если вписать в тетрадь чьё-то имя, воспроизводя в памяти соответствующий образ, то этот человек умрёт. По умолчанию жертва умирает в результате сердечного приступа, но владелец тетради может уточнить обстоятельства смерти и тогда реальность будет изменена в угоду ему. Тот, в чьих руках находится тетрадь, может от неё отказаться. Тогда он теряет память о тех событиях, что были с ней связаны.

Тетрадь, которую нашёл Лайт, принадлежит одному из богов смерти по имени Рюк. У каждого из подобных ему существ есть своя тетрадь смерти. Эти боги ведут праздный, расслабленный образ жизни. Некоторые из них периодически «теряют» эти свои артефакты и наблюдают за тем, как поступят нашедшие их люди. Таким образом боги смерти просто развлекаются — и Рюк не исключение. Боги невидимы для всех, кроме владеющих их тетрадями.

План Рюка поразвлечься удаётся на славу: Лайт решает проверить действие дневника, убивая преступника, которого постоянно показывали по телевизору, и не останавливается на этом. Мотивируя совершение дальнейших убийств восстановлением справедливости, он постепенно становится одержим идеей власти и собирается стать настоящим богом среди людей.

Многим из простых граждан план Лайта о построении идеального общества без преступности кажется не лишённым смысла и они заочно поддерживают его в этом. Другие же понимают, что убийство есть убийство, самосуд недопустим и предпринимают усилия, чтобы новоявленный «вершитель справедливости» был пойман.

По жанру аниме «Тетрадь смерти» — это прежде всего детектив, точнее, то, что сценаристы (с подачи одного из самых известных преподавателей по сценарному мастерству Джона Труби) называют «криминальный фильм».

В отличие от классических детективных сюжетов, когда сыщик весь фильм ищет преступника и в конце находит, криминальный фильм посвящён противостоянию двух сильных личностей — представителя преступного мира и представителя закона. Роль последнего в «Тетради смерти» достаётся гениальному сыщику под псевдонимом «L» (позднее ему на смену приходят другие). Почти все события в сериале отражают борьбу величайших умов. Мы наблюдаем за хитростями и интригами, проворачиваемых с обеих сторон.

Персонажи

Лайт Ягами

Лайт по ходу действия сериала из лучшего школьника Японии превращается в коварного злодея, настоящего криминального гения. Широкой общественности он становится известен под псевдонимом «Кира» (слово, созвучное с английским «killer» — убийца).

Кадр из сериала.

Он не убивает всех без разбора, но чем дольше владеет тетрадью смерти, тем сильнее становится одержим властью. Жертвами Лайта начинают быть не только преступники, но и служители закона, пытающиеся его поймать.

Благодаря незаурядному интеллекту, он легко манипулирует другими людьми и даже самими богами смерти. Ближе к финалу Лайт даже становится руководителем группы, чьей целью является его поимка.

Рюк

Эксцентричный бог смерти в облике монстра, главной мотивацией которого является развлечение. Ему скучно, а интриги Лайта доставляют истинное удовольствие. Ещё он обожает яблоки, что является явной отсылкой к библейскому первородному греху. Рюк симпатизирует Лайту и иногда ему помогает.

Кадр из сериала.

Миса Аманэ

Девушка, ставшая «вторым Кирой» — ещё одним убийцей, совершающим казни с помощью тетради смерти. Миловидная фотомодель совсем не похожа на злодея, при этом она отчаянная фанатка Лайта. Миса благодарна ему за то, что он наказал убийцу её родителей. Влюбившись в Лайта, Миса видит смысл своей жизни в том, чтобы быть ему полезной.

Кадр из сериала.

L

Считается лучшим детективом в мире. Как и Лайт, он чрезвычайно умён и амбициозен. L неряшлив, любит ходить босиком и сидеть на кресле в позе «на корточках», хорошо умеет играть в теннис, обожает сладкое и почти не спит. Он интроверт, не любит общаться с людьми и старается контактировать с ними посредством помощника.

Кадр из сериала.

Ниа (Нэйт Ривер)

Один из так называемых преемников L, взявшихся за поиски Киры. По духу очень похож на L, он также умён, спокоен и уравновешен, сторонится людей и обладает несколькими своеобразными привычками: любит сидеть на полу, теребить волосы и использовать при размышлении игрушки, карты таро и другие предметы.

Кадр из сериала.

Мэлло (Михаэль Кэль)

Ещё один преемник L. Самая яркая особенность в поведении — он постоянно ест шоколад. На L Мэлло похож меньше, чем Ниа. Он тоже весьма талантлив, но гораздо более импульсивен, от чего часто страдает.

Кадр из сериала.

Соитиро Ягами

Отец Лайта, честный полицейский, любящий свою семью, тоже занимающийся поисками Киры и не ведающий о том, что тот буквально у него под носом.

Кадр из сериала.Полный список персонажей аниме довольно велик. В одной только ведущей группе по поиску и разоблачению Киры ещё несколько человек, являющихся не самыми последними героями, наделённые яркими чертами характера.

Идея аниме

Смысл «Тетради смерти»: Лайт, решивший, что цель оправдывает средства и что возможно построение идеального мира на крови, постепенно теряет человеческий облик — в плане внутренних изменений, а не внешнего вида. Хотя на злодейских выражениях лица и позах Лайта художники тоже постоянно делают акцент.

Автор манги Тцугуми Ооба (кстати, очень загадочная личность), по сути, спорит в ней с идеей сверхчеловека Ницше. Философ считал, что вершиной развития человечества должен стать радикальный эгоцентрик, который обожает жизнь в её экстремальных проявлениях и обладает сильнейшей волей, способной подчинить всё и вся.

Стать таковым стремился другой известный персонаж — Родион Раскольников (в «Преступлении и наказании» Фёдора Михайловича Достоевского). С Лайтом Ягами у него много общего. Это тоже молодой человек с юношеским максимализмом, нигилизмом и бонапартизмом, решивший, что он «не тварь дрожащая, а право имеет». Но Раскольникова замучила совесть и он раскаялся в своём преступлении. А вот Лайт идёт до конца и становится настоящим монстром.

Создатели сериала также не согласны с объяснением мироустройства по Ницше. Это показывает не только сюжет, когда количество убийств растёт как снежный ком и всё становится только хуже, но и то, в каких мрачных тонах изображены люди, поддерживающие Лайта в его борьбе с преступностью.

Невозможно прийти к идеальному общественному устройству преступным путём. Судя по рецензиям, большинство зрителей и критиков воспринимают и поддерживают эту мысль авторов.

Кадр из сериала.

Если убивать во имя добра, всё превратится в хаос или же человечество изменится до неузнаваемости. На последнее намекают некоторые сцены, которых нет в основном сериале, но есть в дополнениях к нему. Там чуть больше раскрывается мир монстроподобных богов смерти, откуда пришёл Рюк, и присутствуют намёки на то, что все эти боги когда-то были людьми, заигравшимися с данной им властью.

Почему запрещали сериал

Несмотря на прямо подаваемую поучительную мораль и отсутствие какого-либо скрытого смысла, в разных странах мира время от времени возникают скандалы, связанные с негативной интерпретацией этого аниме.

В 2005 году в Китае была запрещена манга «Тетрадь смерти» — по официальной версии, в рамках борьбы с суевериями. В 2008 году в США у школьников и студентов изымали «тетради смерти» с внесёнными туда именами их с врагов. Запрета на само произведение не последовало, но некоторые ученики были отстранены от занятий и даже отчислены.

В декабре 2020 года петербургская прокуратура подала в суд ряд исков с требованием запретить некоторые аниме, в числе которых было и «Тетрадь смерти». Эксперты оценили произведения как ни много, ни мало угрозу создания общества убийц и садистов благодаря «переформатированию психики детей», которое якобы производится с помощью таких аниме.

Как раструбили СМИ, сериал «Тетрадь смерти» в соответствии с решением суда был запрещён в России. Однако оказалось, что запрет коснулся лишь демонстрации произведения на конкретном сайте, поскольку там не было указано возрастной маркировки «18+».

Смысл концовки

Исход для главного, совсем не положительного, персонажа аниме Лайта Ягами стал вполне закономерен. Полное превращение его в безжалостного и бесчеловечного убийцу состоялось уже к середине всего повествования, так что в концовке его ждала лишь гибель.

Ниа и Мэлло раскрыли дело Киры и разоблачили его. Хотя благодаря дополнительным сценам можно предположить, что Лайт продолжил своё существование в другом облике: в режиссёрской версии с альтернативным названием «Финальный исход» создатели сделали намёк на то, что он стал богом смерти в мире Рюка.

Впрочем, это объяснение нельзя считать точной трактовкой — это всего лишь одна из теорий фанатов, которые склонны искать тайные смыслы в концовках любимых аниме.

Как вам аниме? Я его фанат. 37.8% Культовая вещь, причем заслуженно. 56.1% Очередная ерунда. 3.66% Убийца мозга у подростков, вредный сериал. 2.44% Напишу в комментариях. 0% Проголосовало: 82

История персонажа

Персонаж манги и аниме «Тетрадь смерти», а также фильмов и компьютерных игр по мотивам манги. Бог смерти, из-за скуки подбросил в мир людей «Тетрадь смерти» — артефакт, который служит для убийства людей. Чтобы человека настигла смерть, достаточно вписать имя этого человека в Тетрадь смерти. Затем развлекался, наблюдая за Ягами Лайтом, японским школьником, который подобрал тетрадь и стал использовать, убивая преступников.

История создания

Бог смерти Рюк

Образ Рюка придумал и развил до готовой концепции японский писатель и сценарист Цугуми Оба, а дизайн персонажа создал художник Такэси Обата. Когда Цугуми Обу спрашивали, почему именно яблоко было выбрано как атрибут и любимая еда Рюка, сценарист объяснил, что выбор был сделан исходя из визуальной эффектности картинки.

Персонаж хорошо смотрелся с яблоками, и красный цвет фрукта составлял эффектное сочетание с черным цветом и громадной зубастой пастью Рюка. На вопрос, не предполагались ли тут какие-то обширные культурные и религиозные ассоциации, которыми нагружен образ яблока, Оба прямо заявил, что ни о чем подобном не думал, просто «яблоки классные».

Рюк и Ягами Лайт

Сложно поверить, но монструозный Рюк в соответствии с первоначальным замыслом художника должен был выглядеть как человеческий юноша, внешне похожий на Лайта, только с черными крыльями и брюнет. Художник хотел, чтобы боги смерти выглядели как рок-звезды и были привлекательными для читателя.

Однако потом Обата пришел к мысли, что излишне привлекательный Рюк перетянет на себя внимание аудитории. Тогда Лайт окажется персонажем второго плана, а не главным героем, как задумывалось. Позже редактор потребовал, чтобы Рюк вовсе не выглядел похожим на человека, и в результате герой получил чудовищную внешность. В официальном путеводителе по манге «Death Note 13: How to Read» художник рассказывает, что представлял чудовищную рожу Рюка как маску, под которой скрыто привлекательное лицо.

Аниме «Тетрадь смерти»

Тетрадь смерти

Аниме-сериал «Тетрадь смерти» выпущен студией «Madhouse» и транслировался в 2006-2007 годах. Всего вышло 37 двадцатиминутных эпизодов. Режиссер сериала — Тэцуро Араки, сэйю (актер озвучки), который озвучил Рюка, — Сидо Накамура.

Создатели аниме близко воспроизвели сюжет манги, так что и характер персонажа, и события, в которых тот участвует в аниме, почти не отличаются от происходящего в манге. Из аниме исчезли только некоторые побочные линии и появилось несколько незначительных эпизодов, которых в манге не было, однако на общей сюжетной линии это не сказалось.

Рюк и Ягами Лайт – арт

Рюку скучно в мире богов смерти, где не происходит ничего интересного: боги бездельничают и играют в кости. Забавы ради Рюк подбрасывает в мир людей Тетрадь смерти, сопроводив ту инструкцией, чтобы подобравший тетрадь человек мог ту использовать. Позже выясняется, что подброшенная тетрадь принадлежала не самому Рюку, а другому богу смерти по имени Сидо.

В мире людей тетрадь подбирает Ягами Лайт — японский школьник, сын начальника полиции, умный, но слегка асоциальный подросток, который решается использовать тетрадь ради уничтожения преступников и мнит себя «богом нового мира», где останутся только законопослушные и «полезные» обществу люди.

Рюк с интересом следит за действиями, которые предпринимает Лайт, но никаких дружеских чувств к подростку не испытывает. Рюк всюду следует за Лайтом, сопровождая того даже в школе, но никто, кроме Лайта, Рюка не видит. Бог смерти лишь развлекается, наблюдая за Лайтом, и не заинтересован в том, чтобы помогать или, наоборот, мешать тому.

Рюк обожает яблоки

Однако у Рюка есть слабость — тот обожает яблоки. В обмен на яблоки Лайту удается «раскрутить» Рюка не некоторые услуги. Например, бог смерти рассказал Лайту о преследователях, которые следили за ним, обнаружил камеры, которые Эл установил, чтобы наблюдать за Лайтом, по просьбе Лайта вписал в тетрадь поддельные правила. Все ради возможности кушать яблоки.

Единственное серьезное расхождение аниме и манги — финал. В аниме Рюк убивает Лайта при других обстоятельствах.

Помимо Рюка в сериале присутствуют и другие боги смерти, например, Рэм. Этот бог смерти наблюдает за другим персонажем, Мисой — девушкой, которая «приобрела» у бога смерти глаза, чтобы видеть имена и сроки жизни людей. В манге и аниме Рэм изображена как женщина, но в фильмах, снятых по «Тетради смерти», эту роль играет мужчина.

Рэм

Рэм терпеть не может людей из-за свойственной тем жестокости и испытывает отвращение к Лайту из-за методов, которые тот использует. Однако Рэм приходится помогать Лайту из-за Мисы. Визуально Рэм создавалась как контрастный персонаж к Рюку.

Персонаж фигурирует также в полнометражном аниме «Death Note Rewrite: The Visualizing God», которое представляет собой сжатый пересказ сериала. По сюжету, Рюк находится в мире богов смерти, где пересказывает некоему богу смерти собственные воспоминания о Лайте и связанных с ним событиях.

Рюк появляется также в японском мистическом триллере 2006 года выпуска «Тетрадь смерти», где героя озвучивает актер Shidô Nakamura. В 2017 году фильм по мотивам манги выпустил американский режиссер Адам Вингард. Имена героев здесь искажены, местом действия становится американский город Сиэтл, и сюжет тоже сильно перекроен относительно манги. Роль Рюка в этой экранизации играет американский актер Уиллем Дефо.

Рюк в фильме «Тетрадь смерти» (2017)

Боги смерти в аниме — сверхъестественные персонажи, которые по сути не отвечают за смерть людей. По сюжету, люди прекрасно умирают и без вмешательства богов. Убивать людей, вписывая имена тех в тетрадь, богам нужно, чтобы продлевать собственную жизнь, поскольку остаток лет, не прожитых человеком из-за того, что бог смерти вписал имя в тетрадь, переводится «на счет» самого бога смерти.

Интересные факты

  • В новой японской мифологии есть боги смерти — синигами, однако появился этот тип персонажей относительно недавно. Это персонификация смерти, образ, который можно встретить на гравюрах и прочих картинках. Он используется в современном японском искусстве. Предположительно образ синигами проник в японский фольклор из Европы, где образ Смерти персонифицирован в искусстве, или из китайской мифологии, где существовали разные типы богов смерти. Впервые образ синигами появляется в японской литературе в середине XIX века.
Косплей Рюка с яблоком
  • Дизайн Рюка оказался настолько броским и узнаваемым, что некоторые фанаты стали делать себе тату с персонажем. Другие поклонники сериала устраивают весьма эффектный косплей, убедительно изображая Рюка, или рисуют арт, проявляя любовь к персонажу.
Отсылка на фреску «Сотворение Адама»
  • В сериале много отсылок к реальному миру. Например, в заставке, открывающей каждую новую серию, есть момент, когда Лайт и Рюк «изображают» фреску Микеланджело «Сотворение Адама». Рюк находится в позиции Бога, Лайт — в позиции Адама, и Рюк берет из рук Лайта яблоко.

Цитаты

«Но если ты убьешь всех преступников, то в конечном счете единственным преступником останешься ты».

«Яблоки — для меня это как наркотическая или табачная зависимость для людей».

«Люди… Они такие занятные!»

«Они ищут друг друга, не зная ни имен, ни лиц. И тот, кого найдут первым, погибнет».

«Ты что, не будешь убивать людей? Какой ты скучный…»

«Зачем людям эти бумажки… Хотя на эти бумажки можно купить яблоки, поэтому я их понимаю».

Образ смерти для людей всегда был пугающим, но и по-своему притягательным. Это мы можем заметить в мифах о Танатосе, боге смерти Древней Греции. Этот крылатый посланник являлся к тем, чей жизненный путь подошёл к концу, хотя одному из смертных удалось обмануть бога. 

Танатос был наделён мистической мрачной красотой и, возможно, именно такой древние греки видели смерть: прекрасной и жуткой одновременно. Какой портрет Танатоса нам описывают античные авторы? Кому удалось пленить бога смерти? И что за легенды могут раскрыть нам суть этого божества?

Танатос – греческий бог смерти

Танатос – бог из тёмного Тартара

Прекрасный и печальный юноша, облачённый в длинное одеяние, в капюшоне, наброшенном на голову… Этот образ может напомнить нам странника или паломника, но в древнегреческих мифах именно таким предстаёт Танатос, бог смерти. 

Его родителями являлись Нюкта (покровительница ночи) и Эреб, бог мрака. Как ни странно, братьями Танатоса являлись Эфир, воплощавший абсолютный свет, и Гипнос, повелитель сна. На древних сосудах нередко можно увидеть сцены боя. К раненому воину приближаются Гипнос и Танатос. 

Первый из богов дарил сон забвения, второй же уносил смертельно раненого в иной мир. Обязательным элементом внешности Танатоса являются крылья, благодаря которым он мог поднимать души умерших и переносит их в царство мёртвых.

Античные авторы рассказывали, что обитал Танатос в Тартаре, так сказать, “по месту работы”. В пересказах легенд я заметила интересный символизм, связанный с образом Танатоса. Он – единственный среди богов, кто не признаёт, не принимает подношений и щедрых даров. 

И в этом есть глубокий смысл: смерть неизбежно настигает любого, и не делает исключений. Более того, Танатоса называли богом с железным сердцем. Он строго следил за соблюдением правил гармонии жизни и смерти.

Древнее изображение Танатоса

Работа Танатоса

Когда сёстры Танатоса, пряхи судьбы мойры, обрезали нить жизни человека, крылатый бог отправлялся за ним на землю. В преданиях отмечается, что у умерших Танатос срезал прядь волос, которую подносил Аиду, властителю царства мёртвых. После этого нехитрого ритуала бог уносил душу с собой в Тартар. 

Несколько раз в источниках мне встречалось сравнение Танатоса и Аида, но тих богов объединяло лишь одно – место обитания. Если Аид был правителем мира мёртвых, однако не выносил приговор людям, то от Танатоса зависело, жить или умирать конкретному человеку. 

Конечно, бог смерти не мог самовольничать, но лишь в его власти находился конец жизни человека. Однако здесь хочу заметить, что мифологическая история знала два случая исключения из правил.

Геракл и Танатос

Один из мифов рассказывает о ловкости Геракла, которому удалось одержать победу над Танатосом. Согласно преданию, некогда в Фессалии правили царь Адмет и его жена Алкестида. Сложно было найти более справедливых правителей и более любящую пару, чем они. 

Но, увы, и их не обошла стороной беда. Однажды Адмет тяжело заболел. Его супруга дни и ночи проводила у постели больного, видя, что мужу становится всё хуже. Царь не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, практически всё время он проводил в беспамятстве. Несчастная Алкестида молилась богам, чтобы те спасли её супруга. В своих мольбах она не забывала и Танатоса, которого просила отвести свою руку от Адмета.

И вот настал час смерти Адмета. В тот миг Танатос явился в царские покои, чтобы забрать душу умирающего. Алкестида была рядом с мужем и, увидев бога смерти, упала перед тем ниц. Танатос заметил, что вместо души Адмета он должен забрать душу другого человека – лишь в этом случае царь выживет. И тогда Алкестида пожертвовала собой, отправившись с мрачным посланником в царство мёртвых.

Адмет скоро пошёл на поправку, однако и после полного выздоровления не находил себе места. Тяжела была жизнь без любимой супруги. На помощь царю пришёл Геракл, который вызвал Танатоса на поединок. 

Герой изловчился одержать победу, ни разу не коснувшись противника (существовало поверье, что одно прикосновение к Танатосу уносит жизнь человека). Побеждённый, Танатос выполнил своё обещание, данное Гераклу, и освободил Алкестиду.

Танатос и Сизиф

Совсем иной стала встреча Танатоса с Сизифом. Хитрый царь сумел заковать бога смерти в цепи, а потом оставил его в заточении на несколько лет. Освободителем Танатоса стал Аид, который заметил, что новые души не появляются в царстве мёртвых, ведь люди перестали умирать. Даже обезглавленные и смертельно раненые воины продолжали жить, что нарушило основные принципы жизни и смерти.

Освобождённый Танатос сразу же набросился на Сизифа, душу которого унёс в царство мёртвых. Правда, позднее хитроумный царь снова сумел обвести вокруг пальца Аида. Он заранее приказал жене не приносить дары богам подземного мира, после чего попросил отпустить его на поверхность, чтобы “образумить” женщину и вернуться назад. 

Конечно, получив желаемое, Сизиф и не подумал идти обратно, после чего за ним снова пришёл Танатос. На этот раз бог смерти был начеку и потому сразу отправил царя-ловкача в Тартар.

Танатос уносил души умерших в иной мир

Танатос – не просто покровитель смерти, он воплощает неизбежность и неумолимость судьбы. Не знаю, стоит ли называть его тёмным богом, ведь Танатос лишь поддерживает вечную гармонию мира, поддерживая хрупкий баланс между жизнью и смертью. Бог, равнодушный к любым дарам, является сущностью самой жизни, ведь независимо от достижений и богатств человека, он должен помнить, что его век не бесконечен.

Славянская мифология Морана (Мара, Морена) — могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть». Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.

Мифология майя Ах Пуч (Ah Puch) – бог смерти и владыка мира мертвых

Миктлансиуатль (исп. Mictlancihuatl) — супруга Миктлантекутли, которая правила вместе с ним в девятой преисподней Миктлана. Изображалась в виде скелета или женщины с черепом вместо головы; была наряжена в юбку из гремучих змей, являющихся одновременно существами как верхнего, так и нижнего мира. Её почитание в какой-то мере сохранилось в современном мире в форме почитания Святой Смерти (Santa Muerte) на мексиканском Дне Мёртвых (Día de Muertos). Во времена ацтеков подобное празднество, посвящённое мертвым, проходило в середине лета, в месяц Miccailhuitontli (24 июля-12 августа).

Кими (Cimi) – бог смерти

Апух — в мифологии майя бог смерти и король Метнала (преисподней). Он изображался как скелет или труп, украшенный звонками, иногда с головой совы.

Хине-Нуи-Те-По, богиня Подземного царства, учит в определенные периоды держать «двери в прошлое» и не отягощать свою жизнь и отношения с людьми воспоминаниями и горьким опытом

Греческая мифология Та́натос, Та́нат, Фа́нат (др.-греч. «смерть») — в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты , брат-близнец бога сна Гипноса. Живет на краю света . Упоминается в «Илиаде» (XVI 454). Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Он — единственный из богов, не любящий даров. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос чаще всего изображался крылатым юношей с погашенным факелом в руке. Изображен на ларце Кипсела как черный мальчик рядом с белым мальчиком Гипносом. Ему посвящен LXXXVII орфический гимн. В древности существовало мнение, что лишь от него зависит смерть человека. Эта точка зрения выражена Эврипидом в трагедии “Алкестида” (в переводе Анненского «Демон Смерти»), где рассказывается о том, как Геракл отбил от Танатоса Алкестиду, а Сисифу удалось заковать зловещего бога в цепи на несколько лет, в результате чего люди стали бессмертными. Так было до того момента, пока Танатос не был освобожден Аресом по приказу Зевса, так как люди перестали приносить жертвы подземным богам. У Танатоса есть жилище в тартаре, однако обычно он находится у трона Аида, есть также версия, по которой он постоянно перелетает от одного ложа умирающего к другому, срезая при этом мечом прядь волос с головы умирающего и забирая его душу. Бог сна Гипнос всегда сопутствует Танатосу: очень часто на античных вазах можно видеть росписи, изображающие их вдвоем.

Аи́д у греков (или Гаде́с; у римлян Плуто́н (греч.— «богатый», также Дит лат. Dis или Орк) — в древнегреческой мифологии бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи ,брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.

Египетская мифология Анубис, в египетской мифологии бог – покровитель мертвых, сын бога растительности Осириса и Нефтиды, сестры Исиды. Новорожденного Анубиса Нефтида прятала от своего супруга Сета в болотах дельты Нила. Богиня-мать Исида нашла юного бога и воспитала его. Позднее, когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов и называют богом бальзамирования. Анубис также помогал судить умерших и сопровождал праведных к трону Осириса. Анубиса изображали в виде шакала или дикой собаки Саб черного цвета (или человека с головой шакала или собаки). Центр культа Анубиса – город 17-го нома Каса (греч. Кинополь – «собачий город»).

Оси́рис (греч. Ὄσῑρις — грецизированная форма египетского имени Усир) — бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка.

Шумеро-аккадская мифология Эре́шкигаль — в шумеро-аккадской мифологии богиня, властительница подземного царства (страны Кур). Эре́шкигаль – старшая сестра и соперница Инанны, богини любви и плодородия и супруга Нергала – бога подземного царства и палящего солнца. Под властью Эре́шкигаль – семь (иногда больше) судей подземного мира ануннаков. На входящего в подземный мир Эре́шкигаль направляет “взгляд смерти”. Упоминается в Некрономиконе” в той же роли властительницы подземного царства.

Нергал. Бог болезней, войны и смерти. Нергал (шумерское имя; первоначально, может быть, Эн-уру-гал, «Владыка обширного жилища») — хтоническое божество шумеро-аккадской мифологии, олицетворявшее разнообразные отрицательные явления. Сын Энлиля. Первоначально считался олицетворением разрушительной, губительной силы палящего Солнца, позже приобрёл отчётливые черты бога смерти и войны. Соответственно, Нергалу приписывалось развязывание несправедливых войн, а сам бог изображался как насылающий опасные болезни, в том числе лихорадку и чуму. Название «рука Нергала» распространялось на чуму и прочие инфекционные болезни. Был богом преисподней («обширного жилища»). Центром его культа был город Куту.

Ирландия (кельты) Бадб (”неистовая”) считалась богиней войны, смерти и сражений. Считалось, что появление Бадб во время битвы вселяло в воинов отвагу и безумную храбрость, и наоборот отсутствие богини вызывало неуверенность и страх. От действий Бадб в немалой степени зависел исход сражений. Она существовала и в качестве отдельного персонажа, и в виде одного из аспектов триединой богини; двумя другими были Немаин и Маха. В результате дальнейшего развития мифологии Бадб, Маха и Немаин превратились в баньши — дух, стоны которого предвещали смерть, в том числе и тем, кто не участвовал в битве.

Немаин (”ужасная”, “злобная”), в ирландской мифологии богиня войны. Вместе с Бадб, Морриган и Махой она оборачивалась прекрасной девой или вороной, кружившей над полем битвы. Случалось, что Немаин являлась возле бродов в облике прачки, предсказывающей судьбу. Так Кухулин накануне своей последней битвы видел, как прачка, плача и причитая, полоскала ворох его собственного окровавленного белья. По некоторым сведениям Немаин была женой Нуаду, предводителя Племен богини Дану.

Морриган («Королева призраков») — богиня войны в ирландской мифологии. Сама богиня участия в битвах не принимала, но непременно присутствовала на поле боя и использовала всё своё могущество, чтобы помочь той или иной стороне. Морриган также ассоциировалась с сексуальностью и плодовитостью; последний аспект позволяет её отождествлять с матерью-богиней. Кроме того, в легендах ей приписывается пророческий дар и способность изрекать магические заклинания. В качестве богини-воительницы она помогла богам Туата Де Дананн на поле боя в обеих битвах при Маг Туреид. Её сексуальность подчёркнута в легенде о Кухулине, когда она пыталась соблазнить героя, но была отвергнута им. Морриган известна своей способностью менять облик, часто принимала облик вороны.

Германо-скандинавская мифология

Хель (др.-исл. Hel) — повелительница мира мёртвых, Хельхейма, дочь коварного Локи и великанши Ангрбоды (Вредоносной). Одна из трёх хтонических чудовищ. Когда её привезли к Одину вместе с другими детьми Локи, он отдал ей во владение страну мёртвых. К ней попадают все умершие, кроме героев, погибших в бою, которых валькирии забирают в Вальхаллу. Хель внушает ужас одним своим видом. Она исполинского роста, одна половина её тела черно-синяя, другая мертвенно-бледная, поэтому она и называется сине-белой Хель. Так же в легендах она описана как громадная женщина (крупнее большинства великанов). Левая половина её лица была красной, а правая — иссиня-чёрной. Её лицо и тело — живой женщины, а бедра и ноги — как у трупа, покрыты пятнами и разлагаются.

Индия

Кали. Индийская богиня смерти, разрушения, страха и ужаса, супруга разрушителя Шивы. Как Кали Ма (”черная мать”) она является одним из десяти аспектов жены Шивы, кровожадного и могущественного воина. Внешний вид ее почти всегда устрашающий: смуглая или черная, с длинными всклокоченными волосами, обычно изображается обнаженной или лишь в одном поясе, стоящей на теле Шивы и опирающейся одной ногой на его ногу, а другой – на его грудь. У Кали четыре руки, на руках — похожие на когти ногти. В двух руках она держит меч и отрубленную голову великана, а двумя другими соблазняет тех, кто ей поклоняется. На ней ожерелье из черепов и серьги из трупов. Язык ее высунут, у нее длинные острые клыки. Она забрызгана кровью и напивается допьяна кровью своих жертв. На своей шее она носит ожерелье из черепов, на котором выгравированы санскритские буквы, считающиеся священными мантрами, при помощи которых Кали и творила, соединяя Стихии. Кали Ма имеет чёрную кожу и уродливое лицо с клыками, испачканными кровью. Над её бровью расположен третий глаз. Её обнажённое тело украшено гирляндами из младенцем, ожерельями из черепов, змей, голов её сыновей, а пояс сотворён из рук демонов.

Восточная мифология

Богиня смерти Найне , ей поклонялся древний народ Индонезии.

Дзигокудаю, в японской мифологии – богиня смерти, владычица загробного мира. Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в мифологических образах исполинских чудовищ. Змеи, драконы и демоны являли собой облик, глубоко чуждый всему человеческому: чешуя, когти, крылья, огромная пасть, страшная сила, необычные свойства, огромный размер. Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва или хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ. Многие из них считались обитателями морских пучин, олицетворяя враждебную мощь водной стихии. Дошедшие до наших дней мифы полны драматичных историй о богах и героях, сражавшихся с драконами, гигантскими змеями и злобными демонами и одержавшими победу в казалось бы неравной схватке. Уничтожив чудовище, герой восстанавливал на земле мир и порядок, освобождал воды или охраняемое сокровище и похищенных людей. Демоны, низшие божества или духи, насылали беды и направляли людей на ложный путь. На гравюре Таисё Ёситиси ухмыляющиеся демоны держат зеркало перед Дзигокудаю, владычицей загробного мира, которая видит свое отражение в облике скелета — это ее истинный образ.

Эмма— в японской мифологии бог-властитель и судья мертвых, который правит подземным адом — дзигоку. Так же его часто называют Великий царь Эмма . И в древности, и в современности его изображали большим человеком с красным лицом, глазами навыкат и бородой. Носит традиционную вафуку и корону на голове, на которой изображен иероглиф кандзи (яп. царь). Ему подвластно многотысячная армия, которой управляют восемнадцать военачальников, а в личном распоряжении находятся демоны и стражники с лошадиными головами.

Идзанами — в синтоизме богиня творения и смерти, рождённая вслед за первым поколением небесных богов, супруга бога Идзанаги. До ухода в царство мёртвых богиня носила титул Идзанами-но микото (букв. «высокое божество»), после этого события и расторжения брака с Идзанаги — Идзанами-но ками («богиня», «дух»).

Все нашла в интернете.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий