Персефона, богиня подземного мира – Все интересное в искусстве и не только. — LiveJournal

image Персефон. Томас Харт Бентон

Он подхватил Персефону и унес ее в свой дворец в подземном царстве. Убитая горем Деметра облачилась в черные одежды и отправилась на поиски дочери. Мрачные времена настали для всего живущего на земле. Деревья потеряли пышную листву, цветы увяли, злаки не дали зерна. Не плодоносили ни поля, ни сады. Наступил голод. Замерла вся жизнь. Роду людскому грозила гибель.

image Персефон. Данте Габриэль Россетти, 1877 г.

Вскоре заколосились и хлебородные нивы. Природа проснулась к новой жизни. С тех по повелению Зевса Персефона две трети года обязана проводить с матерью и одну треть  – с мужем. Так возникло чередование времен года. Когда Персефона находится в царстве мужа, уныние нападает на Деметру, а на Земле наступает зима. Но зато каждое возвращение дочери к матери в мир дяди Гелиоса все живое новыми соками и приводит с собой весну во всей ее торжествующей красоте. Вот почему Персефону всегда изображают в виде прекрасной девушки с букетом цветов и снопом колосьев и считают ее богиней наступающей весны, сестрой богини царства цветов и растений Флоры. И живет она на небе как замечательное созвездие Дева. Самая яркая звезда в созвездии Девы называется Спика, что означает колос. В римской мифологии богине соответствует Прозерпина.  

Рембрандт, «Похищение Персефоны», 1632 год Похищение ПерсефоныNiccolo dell Abbate Персефона. Александр Исачев Возвращение Персефоны. Фредерик Лейтон. Персефона. Борис Валледжо Персефона Крис Уолдхер Возвращение Персефоны из аида Говард Дэвид Джонсон Персефона Говард Дэвид Джонсон

Похищение Персефоны Франсуа Буше

Также в подземном царстве Аида живут двое богов-братьев: Танатос и Гипнос. Старший Танатос – бог смерти, младший Гипноз – бог сна, что по-моему, очень символично.

А эти три барышни известны как Мойры. Мойры – богини судьбы, судьбу каждого из нас, они прядут на огромном веретене фатума. Мойра Клото дает жизнь, создает новые судьбы, Мойра Лахесис прядет нить наших судеб, отмеряя длину и то какой сложится наша судьба. Мойра Атропос (та что с ножницами) обрезает нить нашей судьбы, когда наступает время, тогда наступает смерть.

Мамой неумолимых Мойр является известная богиня правосудия и справедливости – Фемида, которую часто изображают слепой – очень хороший намек на то, что справедливость и правосудие (а особенно на Украине) не одно и то же.

Греческая богиня Фемида с завязанными глазами, весами в одной руке, и мечом в другой (карающий меч правосудия) и по сегодня остается символом наших далеко не безупречных судов. Но может когда-то ситуация исправится, будем надеяться на лучшее.

Как известно, в языческий греческий пантеон входило 12 богов. Персефона является богиней царства мертвых. По легенде, она вынуждена треть года проводить под землей, со своим мужем Аидом, а две трети — на земле, с матерью Деметрой. Далее в статье подробно разберемся с тем, кто такая Персефона, и какие о ней существуют мифы.

Рождение Персефоны

К сожалению, греческая мифология очень скупа на объяснение того, как, собственно, родилась эта богиня. Известно лишь то, что она является дочерью самого Зевса и богини Деметры. Персефона была единственным их ребенком. О том, почему и каким образом возникла любовная связь между этими двумя богами, в мифе не упоминается. Известно лишь, что Зевс соблазнил свою старшую сестру, превратившись в змея. Мать Персефоны почиталась греками как покровительница земледельцев. Деметра — богиня плодородия, пахарей и жнецов. Согласно мифологии, она была дочерью Реи и Кроноса. Как и все дети этого грозного бога, она когда-то была им проглочена, а затем извлечена обратно. В римской мифологии ей соответствует Церера, также считающаяся богиней плодородия.

Похищение Аидом

Персефона была очень красивой и жизнерадостной девушкой. Однажды ее заприметил ее родной, полубезумный дядя — бог подземного царства Аид. Как-то раз ничего не подозревающая Персефона гуляла по лугу с подругами, веселясь и собирая цветы. Вдруг из одной расщелины в земле выехала колесница, запряженная четырьмя конями. Правил ею сам Аид. Разумеется, слабая девушка ничего не смогла сделать и была увезена в царство мрака и смерти, где должна была стать женой подземного бога. Как повествует миф, горю ее не было предела. Похищение Персефоны (которую до этого звали Корой) было одобрено самим Зевсом.

Учеными найдено множество древнегреческих артефактов с рисунками, на которых похищение Персефоны Аидом представлено во всех подробностях. Описана эта история и в Гомеровском «Гимне Деметре». Да и в наше время этот интересный миф часто привлекает внимание художников, музыкантов и поэтов.

Обращение Деметры к Зевсу

Мать Персефоны, разумеется, не смогла смириться с пропажей дочери. Безутешная, она обратилась к самому Зевсу с просьбой вернуть Персефону. Верховного бога тронули слезы Деметры, и он приказал Гермесу спуститься в царство Аида и забрать юную богиню. Однако хитрый бог мертвых, перед тем как отпустить Персефону, предложил ей съесть несколько зернышек граната. Видимо, не настолько уж и расстроена была юная богиня, потому как не отказалась. Так старый бог подземного мира получил гарантию того, что понравившаяся ему Персефона вернется к нему сама. Так оно впоследствии и случилось.

Возвращение богини

Наконец-то Деметра и Персефона встретились. Подозревая Аида в коварстве, мать поинтересовалась у дочери о том, не ела ли она чего-нибудь в подземном царстве. Пришлось юной богине признаться в том, что прельстилась она гранатовыми зернами. Однако при этом Персефона солгала, сказав, что Аид заставил ее их есть насильно. Добавим, что гранатовые зерна в Греции считаются символом супружеской верности. По преданию, впервые гранат посадила Афродита на греческом острове — Крите.

Поняла Деметра, что не навсегда вернулась к ней ее дочь. Так, съевшая гранатовые зерна Персефона, вынуждена две трети года проводить с матерью, а одну треть с Аидом. Однако греческие легенды, описывающие подвиги героев и деяния богов, связанные с подземным царством, никогда не описывают его богиню скорбящей или печальной. Скорее, она представлена в них полновластной владычицей этого мрачного места. Становясь женой Аида, Персефона предстает уже не как юная девица, а как молодая, строгая и одновременно лояльная к живым женщина-богиня.

Богиня на звездном небе

В некоторых источниках говорится о том, что, возвращаясь из царства Аида, Персефона — богиня подземного мира — иногда поднимается на небо в виде созвездия Девы. Делает это она для того, чтобы ее соскучившаяся мать могла видеть ее отовсюду. Существуют также легенды, по которым созвездие Девы ассоциируется с самой Деметрой.

Символизм мифа

Разумеется, Персефона (греческая богиня), а вернее миф о ней, символизирует не что иное, как смену времен года. Две трети года в теплой Греции царствует лето, одну треть — зима. Когда Аид похитил Персефону, ее мать в горе перестала выполнять свои обязанности. В результате перестали расти травы и деревья, животным было нечего есть, и на земле случился страшный голод. Когда же Зевс вернул Деметре ее юную дочь, на радостях богиня научила земледельческим ремеслам целый отряд разного рода героев. После чего и превратилась из гипотетичной богини плодородия в богиню конкретной прослойки греческого общества, занимающейся возделыванием полей.

Если говорить об архетипах, то пара Деметра и Персефона представляет собой единую схему «мать-дочь», в которой последняя слишком близка первой и находится в зависимом от нее положении. Сама Персефона выступает одновременно символом женщины-ребенка (Кора), весны (возвращение из царства Аида) и проводником в мир мертвых.

Персефона в творчестве древних греков

Персефона — богиня, о которой упоминается во многих мифах этой древней страны. К примеру, именно Персефона, которую тронуло горе Орфея и его прекрасная музыка, отпустила из царства мертвых Эвридику. Однако последняя солнечный свет так и не увидела, причем по вине именно своего возлюбленного. Согласно легенде, Орфею было поставлено условие не оглядываться при выходе из царства смерти. Однако устоять перед искушением ему не удалось.

Рассказывается о Персефоне и в «Одиссее» Гомера. Главный герой этого эпоса также однажды спустился в подземное царство, где его владычица показала ему души умерших праведных женщин.

Еще один миф повествует о том, как Персефона — богиня подземного мира — соперничала с Афродитой за любовь Адониса. Последний был обычным смертным, но очень красивым юношей. Самая прекрасная в пантеоне богиня поместила его в корзину и отправила Персефоне для того, чтобы она спрятала его. Увидев Адониса и влюбившись, богиня подземного царства отказалась отдавать его Афродите обратно наотрез. Долго длился этот спор. Разрешен он был Зевсом. По его указу Адонис был вынужден треть года проводить с Персефоной, треть — с Афродитой, а остальное время был предоставлен сам себе.

В одном из мифов Персефона — богиня подземного царства — предстает и как грозная ревнивая супруга. Любовницу Аида, нимфу Минту, она превращает в растение (мяту). Нимфа же реки Кокид (Кокитида) по этой же причине была затоптана ею насмерть. Между тем, согласно мифологии, сама Персефона имела двух официальных любовников — Диониса и Адониса.

Корни мифа

Персефона — богиня (судя уже даже и по имени) изначально не греческая. Миф о ней придумали вовсе не в этой стране. Считается, что он был заимствован у поселенцев Балкан, где был популярным в микенскую эпоху.

Соответствия в римской мифологии

Миф, похожий на похищение Персефоны Аидом, имеется и у древних римлян. В нем этой богине соответствует Прозерпина. Она была также дочерью богини плодородия, звали которую Церерой. Украл же ее бог поземного царства — Плутон. Как и Персефона, Прозерпина вынуждена треть года проводить в его царстве из-за съеденных когда-то зернышек граната.

Таким образом, вы теперь знаете, кто такая Персефона. Это юная богиня, похищенная Аидом и ставшая его женой. Мифы, повествующие о ней, насыщены событиями и очень интересны.

Древние греки оставили богатое фольклорное наследие: перипетии жизни богов с Олимпа до сих пор вызывают восторг у читателя и очень востребованы в Голливуде. Миф о похищении Персефоны (дочери богини плодородия Деметры) безумно красив, хотя и не конца понятен. Зачем Аиду нужна была эта эскапада?

Миф начинается с мирной прогулки юной Персефоны и ее подруг-океанид (дочери Океана и Тефиды) на берегу Саронического залива. Барышни беззаботно резвились в цветущей Ниссейской долине, а Персефона и знать не знала, что за ее спиной отец (верховный бог Зевс) строит планы по ее замужеству. Как это часто бывает в могущественных семьях, Персефона как любая другая девочка-наследница были лишь династическим товаром: Зевс решил отдать её в жёны своему мрачному брату Аиду, властителю подземного царства. Кстати, у богов такое близкое родство не было препятствием для брака.

Таким образом, Аид и Персефона вот-вот должны были заключить брак, никаких приключений не планировалось. Аид никогда не был лично знаком со своей племянницей, и когда увидел ее во всей красе юности, понял, что ждать не сможет. Срочно упросив богиню Земли Гею вырастить цветок необычайной красоты, Аид подсовывает его наивной восторженной Персефоне. И вот в Ниссейской долине вырастает цветок, упоительный аромат которого разливался далеко окрест.

И только Персефона протянула к чудо-цветку руку, тут же разверзлась земля. Аид предстал перед барышней очень эффектно: в золотой колеснице, запряженных вороными конями, он возник из-под земли и схватил ничего не подозревающую Персефону. Похищение произошло в мгновение ока, и жертва только вскрикнуть успела, как оказалась в царстве Аида.

Похищение Персефоны обусловило смену времен года

И если бог Солнца Гелиос все же успел заметить похищение, то богиня Деметра лишь услышала вскрик дочери. Кинувшись к Персефоне в Ниссейскую долину, Деметра все же опоздала. Осознав потерю, мать от горя чуть не сошла с ума. Она безудержно плакала, скорбя о потере единственного ребенка. Девять дней она блуждала по земле, одетая в траурные хитоны. Ничего не сознавая, полуобезумевшая от горя мать блуждала она по земле, пока на десятый день не встретила Гелиоса. Она молила бога помочь ее беде, дать хотя бы намек, где находится юная Персефона.

В беседе с богом Солнца Деметра узнала, что Зевс обещал Персефону в жены Аиду, владыке царства теней и могущественному богу. Шансов вернуть дочь на землю становилось все меньше, но Деметра не опустила руки. Затаив гнев на Громовержца, она покинула Олимп и сошла на землю. Приняв вид неприметной смертной, она бесцельно блуждала, забыв о своих обязанностях богини плодородия. Без ее благотворной силы природа замерла, всякий рост на земле прекратился, и голод царил повсюду.

Видя, что гибель грозит всему живому, Зевс забеспокоился и послал к Деметре вестницу богов Ириду с просьбой вернуться на Олимп. Потом слали еще Гермеса, но Деметре было все равно: единственным ее желанием было видеть дочь на земле. После долгих уговоров Аид согласился отпустить Персефону к матери, но предварительно дал ей проглотить зерно граната — символ брака. Колесница Аида с Гермесом и Персефоной на борту доставила их к матери, которая тем временем выбила у Зевса замечательную сделку.

В итоге олимпийские боссы постановили, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а на одну треть — с мужем. Так юная барышня стала не только богиней плодородия, но и богиней мертвых. А на земле с тех пор появились времена года: немного зимы и осени (природа засыпает, когда Персефона с Аидом), немного солнца и тепла (побывка Персефоны у мамы — богини плодородия Деметры).

PR в Античной мифологии

Персефона

Краткое содержание мифа

Персефона (Кора, Прозерпина) – греческая богиня царства мертвых. Дочь великой богини плодородия Деметры и громовержца Зевса. Она повелевает демонами преисподней и разрывает последние связи умирающих с живыми.

По преданию, Персефона была очень красива и приглянулась брату Зевса Аиду, правившему миром мертвых. Зевс пообещал отдать ему в жены Персефону. Однажды, гуляя по Нисейской долине, Персефона увидела цветок необыкновенной красоты, который был выращен богиней земли Геей по просьбе Аида. И в тот миг, когда Персефона сорвала цветок, перед ней появился бог Аид в золотой колеснице, запряженной четырьмя темными конями. Он схватил Персефону, поднял ее на колесницу и скрылся в недрах земли. Никто не видел, как похитил Персефону мрачный Аид, видел лишь бог Солнца – Гелиос.

Богиня Деметра услышала крик Персефоны. Она поспешила в Нисейскую долину, всюду искала дочь, но нигде не могла найти. Тяжкая скорбь об утрате единственной дочери овладела сердцем Деметры. Одетая в темные одежды, девять дней блуждала Деметра по земле. Наконец обратилась она к богу Солнца Гелиосу с мольбой о помощи. Бог-Солнце рассказал ей, что нет Персефоны на земле. Громовержец-Зевс отдал ее в жены своему брату Аиду. Деметра разгневалась на Зевса, что он без ее согласия  отдал Персефону. Она покинула Олимп, приняла вид простой смертной и долго блуждала между людьми, проливая горькие слезы. На земле началась засуха, перестало все расти. Всюду царил голод, слышались плач и стоны. Зевс не хотел, чтобы люди погибли, и тогда он послал  к Деметре вестницу богов Ириду, пытаясь уговорить богиню вернуться  обратно на Олимп. Но Деметра не хотела возвращаться, пока Аид не вернет ей Персефону. И тогда громовержец послал вестника богов Гермеса к Аиду с приказанием отпустить Персефону. Аид выполнил  приказ, но перед этим дал Персефоне несколько гранатовых зернышек, которые она съела, тем самым обрекая себя на возвращение в царство мертвых, ибо по преданию, тот, кто вкусил пищу по ту сторону реки Стикс, обязательно вернется обратно.

Алессандро Аллори. Похищение Прозерпины, 1570

Деметра встречала свою дочь со слезами радости на глазах. Вернувшись вместе на Олимп, Деметра вернула плодородие земле, и снова все зацвело, зазеленело. Но Аид не забыл напомнить о проглоченном Персефоной гранатовом зернышке. Тогда было решено, что две трети года  Персефона будет жить с матерью на Олимпе, а на одну треть – возвращаться к своему супругу Аиду в царство мёртвых.

Но каждый год, когда  Персефона покидает свою мать, Деметра погружается в печаль. И вся природа засыпает до её возвращения, пока Деметра грустит по дочери. Наступает зима. Природа спит, чтобы проснуться в радостном блеске весны тогда, когда вернется к своей матери из безрадостного царства Аида Персефона.

Персефона мудро правит миром мертвых. Она помогает Богам и героям, попадающим в царство Аида. Однажды царь лапифов Пирифой и Тесей пытались похитить Персефону у Аида, за это Пирифой был прикован к скале, а Тесей с помощью  Персефоны вернулся на землю.

Также Персефона,  растроганная музыкой певца Орфея,  вопреки всем правилам, позволила ему забрать свою возлюбленную Эвридику из мира мертвых. Однако у Орфея этого сделать не получилось по его же вине. Персефона строго настрого запретила Орфею оборачиваться по пути из царства мертвых, но он ослушался, и Эвридика навсегда осталась во владениях Аида.

Ещё Персефона помогла богине любви Афродите укрыть в своем царстве младенца Адониса. Но потом Персефона не захотела его возвращать обратно, и Адонис был обречен проводить треть года в царстве мертвых.

Образы и символы мифа

Александр Исачев, Персефона

Образ Персефоны важен для древнегреческой мифологии. Он характеризует коварство богов, их жестокость даже по отношению друг к другу, но в то же время любовь Деметры и Персефоны – это наглядный пример любви матери и дочери.

Персефона правит в царстве мертвых не по своей воле, но при этом является властной, мудрой и справедливой царицей загробного мира.

Изображается  богиня в виде молодой, красивой девушки с букетом цветов и снопом  колосьев. Тем самым она олицетворяет весну, юность, возрождение. Часто она представляется как богиня наступающей весны.                    

Миф о похищении Персефоны Аидом и о её периодическом возвращении на Олимп символизирует собой смену времен года. Когда Персефона находится в царстве своего супруга (одна треть года), её мать Деметра печалится и наступает зима, когда же Персефона возвращается на землю, природа вновь оживает.

Гранатовые косточки, которые дает Персефоне Аид, символизируют принадлежность к миру мертвых. Косточки – символический атрибут царства Аида.

Якопо дель Селлайо. Орфей в аду . Киев. Музей западного и восточного искусства

Также похищение Персефоны можно толковать как метафору статусно-возрастных изменений. Здесь имеется ввиду взросление девушки (Персефоны)  и её неминуемое разлучение с близкими (матерью Деметрой) в связи с вступлением в брак (Аидом) и следующие за этим внутренние изменения девушки (медленное превращение из богини плодородия и весны в богиню подземного царства, из внутреннего ребенка в царицу мира мертвых).

Коммуникативные средства создания образов  и символов

Культ Персефоны существовал в греческом городе Пилосе ещё в Микенскую эпоху. Персефона – древняя местная богиня, культ которой был распространен до вторжения греков на Балканский полуостров. У греков культ Персефоны сливается с культом местной богини земледелия Коры, впоследствии богини Кора и Персефона трансформировались в одну «Кору-Персефону».

Усилению культа богини способствовало её постоянное присоединение к величайшей богине земледелия Деметре. Однако нельзя говорить о возвеличении Персефоны только благодаря культу её матери.

Персефону почитали как законодательницу и покровительницу брачных и семейных отношений. Исходя из этого, можно предположить, что большую популярность она имела среди женщин Греции.

Персефона постоянно присутствовала в сознании людей как олицетворение смен времен года. Воспоминания о ней были неизбежны, в связи с природным циклом.

Храм Деметры и Персефоны в Элевсине

Памятником страданий и радости встреч Деметры и Персефоны стал храм в Элевсине. Каждый сентябрь, на протяжении девяти дней там совершались инсценировки мифа о Деметре и Персефоне. Участники таинства были уверены в том, что таким образом они обеспечивают возвращение Персефоны, а вместе с тем и богатый урожай, даруемый землей.

Весной греки отмечали праздник, посвященный возвращению Персефоны из царства мертвых на землю. Проходили пышные празднества в честь наступления весны. Вся Греция радовалась и пела гимны в честь дочери Деметры Персефоны.

Также Персефоне и её матери посвящен праздник Тесмофории, справлявшийся при участии свободнорожденных женщин, во время посева в конце октября. Праздник длился 5  дней и справлялся отчасти в деме Галимунте на берегу Аттики, отчасти в городе. Это и народный, и национальный праздник, проводившийся на средства наиболее зажиточных и уважаемых женщин.  В первый день праздника женщины собирались вместе и, шутя, отправлялись в Галимунт. Во второй день происходило жертвоприношение свиней. В третий день женщины шли в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры.  В четвертый день женщины соблюдали пост и не должны были веселиться, а на пятый день  всех ожидал пир с играми и плясками.  Праздник Тесмофории нашел своё описание в  комедии Аристофана «Женщины на празднике Тесмофорий».

Помимо Аристофана к образу Персефоны в своих произведениях обращались следующие писатели: Платон «Кратил», Гесиод «Теогония», Порфирий «О пещере нимф», Клавдиан «Похищение Прозерпины», Павсаний «Описание Эллады», Софокл «Эдип в Колоне», Овидий «Метамарфозы», «Фасты», Климент «Протрептик», Аппиан «Митридатовы войны», Гомер «Одиссея» и другие.

Не забывают про Персефону и в наши дни. Например, в 2002 году был снят мультфильм «Персефона» из серии «Анимационные сказки мира».

Социальное значение мифа

Значение мифа о Персефоне так же велико, как и значения любых других мифов, объясняющих происхождение мира и природные процессы, осуществляющиеся в нем. С помощью этой легенды люди объясняли и делали для себя понятной смену времен года. Не имея научных знаний, миф являлся основным средством познания окружающего мира.

Таким образом, миф о Персефоне давал людям представление о том, почему времена года сменяют друг друга.

Также данный миф учит мирному разрешению конфликтов и  поиску компромиссов. Зевс мог бы не считаться с мнением Деметры, не приказывать Аиду вернуть Персефону на землю, не устанавливать время пребывания своей дочери на земле и в царстве мертвых. Однако конфликт был разрешен и все стороны остались довольны: Деметра могла радоваться присутствию дочери две трети года, Аид виделся с супругой всё остальное время, а Персефона стала царицей подземного мира и в то же время была крепко связана с миром земным и небесным.

В этом мифе отразились представления древних греков об умирающем и воскресающем божестве.  Персефона как подземная богиня ведает плодородием земли и одновременно продолжает управлять подземным миром, проявляя при этом милосердие по отношению к героям и другим мифическим персонажам. С приходом Персефоны преобразился мир мёртвых. Она внесла свое тепло, веселье, легкость. Мрачное царство Аида и сама смерть перестали быть чем-то страшным, они приобрели другой смысл. Умирающие и их родственники были спокойны, они знали, что по ту сторону жизни их встретит добрая и справедливая правительница Персефона.

Персефона олицетворяет собой юную, прекрасную  девушку, превратившуюся в сильную, мудрую и властную женщину, не потеряв при этом своей прежней очаровательности.  Что может служить ярким примером для всех женщин.

imageПерсефона — женщина-дочь. Двойственный архетип, более сложный, чем предыдущие два. Возможно, он является пограничным — им завершается триада «уязвимых» (семейных) богинь и уже чувствуется влияние следующей тройки — богинь независимых, самих определяющих свою судьбу.

Двойственность образа в том, что одновременно он представляет и хрупкую нежную девушку, богиню Весны и могущественную повелительницу Царства Мертвых. Перейдем сразу к мифу.

Персефона — любимая (и согласно ранним мифам) единственная дочь Деметры от Зевса. Однажды юная Персефона веселилась на лугу вместе со своими подругами-нимфами. Здесь ее увидел бог подземного царства Аид и захотел похитить. Он упросил богиню земли Гею вырастить чудесный цветок, прекраснее которого еще не было. Когда Персефона на мгновение отвлеклась, залюбовавшись цветком, Аид схватил ее и унес под землю. Нимфы не успели ничего заметить, только слышали крик подруги. Поэтому никто не смог сказать убитой горем Деметре, что случилось с ее ребенком. Только всевидящий бог Солнца, сжалившись, наконец, рассказал ей о произошедшем на лугу. Из предыдущего поста о Деметре вы знаете о последствиях. В гневе и отчаянье Деметра перестала выполнять свои функции и наступил голод. Чтобы предотвратить гибель людей Зевс был вынужден приказать Аиду вернуть Персефону. Тот не осмелился ослушаться, но на прощание дал ей съесть несколько зерен граната — символа брака. Поэтому Персефона была обязана вернуться у нему обратно. С тех пор осень и зиму Персефона проводит с мужем в царстве мертвых — в это время погружается в печаль Деметра, а вместе с ней увядает вся природа. Но затем она возвращается к матери и снова приходят весна и лето.

imageВ общем, «все по Фрейду» — девушка, которая мечется между матерью и мужем, а те не могут поделить ее. Единственный путь такой женщины, если она не хочет всю жизнь прожить в подчинении и страдать — выбрать свой собственный путь. К этому приходит и античная Персефона. Сначала она помогает своей матери — богине плодородия и урожая. Изначально функция Персефоны — дочка-помощница. Затем, у нее появляются функции богини Весны — начинает прорисовываться образ самостоятельной богини. Но половину года Персефона проводит в подземном царстве и здесь ей тоже не приходится скучать. Из жены и помощницы Аида она вырастает в отдельную фигуру. Теперь она повелительница душ умерших, грозная богиня, которая даже отодвигает Аида на второй план. Именно Персефона встречает «новоприбывших» в ее царство, решает их судьбы. Позже в ней проявляются черты Афродиты. Как в девушке с замужеством просыпается сексуальность. Персефона преследует и карает редких возлюбленных Аида, а также не хочет возвращать Афродите прекрасного Адониса, сделав его своим возлюбленным. О раскрывшейся привлекательности Персефоны начинают ходить слухи — герои Тесей и Пейрифой спускаются в подземное царство, чтобы похитить Персефону и сделать ее женой Пейрифоя, за что были жестоко наказаны Аидом и самой Персефоной.

imageВ реальной жизни девушки-Персефоны в юности очень зависимы от родителей. Живут под контролем и в подчинении. Они хрупкие, уязвимые, почти не имеют своего мнения. На самом деле почти все женщины в детстве имели схожесть с архетипом Персефоны. Исторически этот архетип также был очень распространен — передача юной дочери из рук родителей в руки мужа, без права голоса. А дальше — либо покорность судьбе и близким на всю жизнь, либо тайный бунт и перерождение в самостоятельную личность.

То, что юная богиня весны была похищена именно Аидом — повелителем мертвых, а заодно и своим родным дядей, т.е. «человеком» старше ее, чрезвычайно символично. Бог подземного царства пресек ее прежнюю жизнь — таким образом брак Аида и Персефоны символизирует смерть девичества, смерть прежней жизни женщины, которой она жила до замужества. Через этот этап проходит любая женщина. Поэтому в каждой из нас есть Персефона. Многим приходится после разрываться между прежней семьей и новой. Мифы противоречивы. Одни говорят, что Персефона была счастлива вернуться к матери, другие — что она любит Аида. Вероятно, вторые мифы более поздние и относятся к тому времени, когда родовая семья стала уходить в прошлое, а дети окончательно отделились от родителей в свои собственные семьи. Эта версия мифа говорит, что Персефона знала, что будет, если она съест семена граната, и добровольно проглотила их, несмотря на запрет матери ничего не есть в подземном царстве. А imageпотом «прикинулась дурочкой», сказав, что и не ела ничего, только такую мелочь. Это тайный бунт против всевластной матери.

В реальной жизни Персефона, даже став самостоятельной личностью, частично сохраняет свои прежние черты. Но может использовать их и в своих целях, благодаря чему у нее обычно неплохо складываются отношения с женщинами и есть много подруг. Она демонстрирует им свою уязвимость, хрупкость, женственность, вызывая желание защитить и покровительствовать. Нередко у Персефона есть более старшая подруга, которая помогает ей и поддерживает. Это современная аллюзия отношений Персефоны с Деметрой.

Что касается мужчин, то Персефоной активно интересуются 3 типа:

  1. Такие же несамостоятельные, как она, уязвимые молодые мужчины.
  2. Наоборот, зрелые состоявшиеся мужчины, у которых она вызывает отеческие чувства — заботиться, баловать, покровительствовать.
  3. И мужчины, которым изначально проще строить отношения с более молодой партнершей, потому что ее можно многому научить, «воспитать под себя».

imageЧто касается детей, то у Персефоны с ними в этом плане скорее «равные» сестринские отношения. Ведь прежде всего нужна забота о самой Персефоне, она не очень много может дать детям в этом плане. Поэтому их воспитанием чаще занимается либо  ее мать, либо свекровь, а то и сам муж. Даже в зрелом возрасте Персефона может выглядеть слабой женщиной и забота о ней перекладывается на плечи уже ее детей. Впрочем, она может просто умело носить эту маску.

Сюжет мифа о похищении Персефоны впоследствии стал одним из популярных сказочных сюжетов. Любое произведение, где девушку похищает чудовище или, наоборот, она сама добровольно приходит к нему. Сказки про Змея Горыныча, крадущего царевну или «Красавица и Чудовище» — это аллюзии на брак Аида и Персефоны.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Максим Коновалов
Наш эксперт
Написано статей
127
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий